SMART: простой и эффективный инструмент постановки целей и планирования жизни

Форд Мэдокс Браун, «Труд», 1852-1865
394
Форд Мэдокс Браун, «Труд», 1852-1865

Тема банальная и актуальная одновременно. Про SMART не писал только ленивый. Как инструмент – работает отлично. Применяют его, к сожалению, не многие. Предлагаю Вам присоединиться к пользователям и начать достигать тех результатов, которых Вы хотите!

Любое ваше действие или бездействие приводит к какому-то результату. Задайте себе простые вопросы: Вы на все 100 процентов довольны происходящими с вами событиями? Эффективно ли все то, что вы делаете в жизни, как профессиональной, так и личной? Если ответ нет, то эта статья будет очень полезна для вас.

Каждый день мы ставим цели сами себе, нам дают задания начальники, мы ставим цели своим подчиненным или детям, ставим цели на работе и в быту. И очень часто результат устраивает нас далеко не полностью. Это явный признак того, что зачастую мы очень слабо понимаем, что конкретно нужно делать в той или иной ситуации для достижения необходимой цели. Вы можете решить эту проблему раз и навсегда, выработав привычку превращать обычные цели в SMART-цели, т.е. "умные" цели. Давайте разберемся, что же это значит.

По сути, SMART – аббревиатура, которая используется для определения техники формулирования целей и постановки задач в менеджменте и развитии личной эффективности.

Существует несколько мнений, кто является подлинным автором этого подхода, однако большинство исследователей склоняется к персоне Дж. Дорана, основываясь на публикации 1981 года в издании "Management review", материал носит название " There is a S.M.A.R.T. way to write management's goals and objectives". Что в буквальном переводе значит «Есть умный способ создавать управленческие цели и задачи».

Итак, из чего же состоят «умные» цели?

S – specific. Конкретность. Цель должна быть четкой, понятной, ясно сформулированной. Постарайтесь сформулировать цель так, чтобы она была понятна абсолютно каждому человеку. Недаром еще Эйнштейн говорил «Если вы что-то не можете объяснить шестилетнему ребенку, вы сами этого не понимаете». Если вам самим сложно сформулировать цель внутри себя, другой человек со стопроцентной вероятностью поймёт вас неправильно. Поэтому в контексте этого пункта нужно ответить на пять W-вопросов: WHAT ─ что именно нужно достичь? Каков результат? WHY ─ почему нужно это получить? Каковы выгоды? WHO ─ кто будет задействован в достижении результата? WHERE ─ где территориально будет реализовываться задача? WHICH ─ каковы условия, ситуация, возможные проблемы и ограничения?

M ─ measureable. Измеримость. Результат усилий очень важно «пощупать». И не только в итоге достижения, но и в процессе формирования задачи. В современной интерпретации этот критерий всё чаще формулируют как «мотивационный». Подразумевает создание системы маркеров, которые определяют степень достижения цели.

A ─ achievable. Достижимость. Этот пункт не подразумевает ответа на вопрос: «Достижима ли цель?» Конечно, любая задача решаема и любая цель достижима. Важно ответить на вопрос: «Достижима ли цель с учетом имеющихся ресурсов?» Ресурсы существуют разнообразные: человеческие, материальные, технические, интеллектуальные. Поэтому при формировании плана, целей и задач нужно постараться максимально объективно оценивать собственные возможности, либо же возможности своих сотрудников или коллег. Это еще и ответ на вопрос – Как исполнителю достичь Цели при имеющихся ресурсах?

R ─ relevant. Актуальность. Этот критерий требует оценить правильность определения цели, способов её достижения, важности цели в данный момент времени и ценность затрачиваемых ресурсов. Иногда это еще и ответ на вопросы – Зачем это делать Исполнителю, Чего он достигнет для себя?

T ─ time-bound. Привязанность ко времени. Внешне один из самых простых и понятных критериев, в то же время он является одним из самых главных. Ни для кого не секрет, что склонность к прокрастинации (откладыванию на потом) является одной из отличительных черт для носителей нашего менталитета. Достижение результата должно быть жестко ограничено временными рамками, иначе выполнение задачи непременно будет откладываться на последний момент.

SMART

Для лучшего понимания того, как именно пользоваться техникой SMART, давайте рассмотрим её реализацию на двух примерах: постановка цели для повышения личностной эффективности и постановка цели сотруднику, а именно продавцу в торговой точке (магазин детских товаров).

Цели:

1. Я поставил себе цель выучить английский язык.

2. Ирина, нам нужно больше продавать.

Конечно, вы, уже как опытные люди в целеполагании, понимаете, что эти формулировки далеки от вида "умной" цели.

Итак, приступим.

S-Specific. Конкретизируем.

1. Достичь уровня владения английским языком Advanced. Отвечаем на вопросы: Что нужно сделать? Уровень Advanced. Почему это нужно сделать? Например, для создания конкурентного преимущества на работе. Кто задействован? Непосредственно вы. Где это будет реализовываться? Вы поискали и нашли языковую школу "GoodSchool". Каковы условия? У вас уже есть уровень Intermediate.

2. Повысить продажи бренда N на 25%, акцент сделай на молодых мамах. Отвечаем на вопросы: Что продавать? – Бренд N. Почему нужно это сделать? - Чтобы повысить финансовые показатели. Кто задействован в решении? - Продавец Ирина. Где это будет реализовываться? В данной торговой точке. Каковы условия? - Целевая аудитория-молодые мамы.

M-Measureable. Измеряем.

1. Достижение уровня Advanced, оценивается с помощью международных тестов.

2. Повышение уровня продаж на 25%, оценка осуществится при анализе финансовых показателей за квартал.

A-Achievevle. Достигаем.

1. Основываясь на том, что вы уже владеете языком на уровне Intermediate, очевидно предположить, что при прилежном отношении к обучению достичь результата не составит проблем.

2. Из всех продавцов вы ставите данную задачу именно продавцу Ирине, т.к. у нее лучше всего выходит находить контакт с молодежью – молодыми родителями.

R-Relevant. Актуализируем.

1. Сертификат о владении языком на продвинутом уровне может стать дополнительным конкурентным преимуществом, а так открывает возможность получить работу в англоязычных странах.

2. Вы, как руководитель, проанализировали рынок и отметили, что бренд N в данный момент набирает популярность и сейчас самое время сделать акцент на его развитие. К тому же, продавцы получают 10% от продаж, повышение результатов финансово интересно и самому продавцу.

T-Time-bound. Ограничиваем во времени.

1. Учитывая существующий уровень владения языком, наиболее приемлемым сроком повышения знаний является 6 месяцев.

2. Как финальную точку оценки успешности установим конец квартала.

Итог:

1. Достичь уровня владения английским языком Advanced в течение 6 месяцев на базе школы "GoodSchool" для выхода на новые рынки.

2. Ирина, нужно повысить продажи торговой марки N до конца квартала на 25%, акцент необходимо сделать на молодых мамах.

На первых порах, конечно, будет сложно «смартовать» цели так тщательно. И поверьте, ваши усилия стоят того, и результат не заставит себя ждать. Вам самим будет понятнее Что, Как и Зачем нужно сделать в Вашем «To Do» списке, а ограничение по времени позволит избежать прокрастинации. Успехов в покорении новых вершин!