Рынок логистики в Украине: проблемы и тонкости

Филипс Вауэрман, «Белая лошадь», 2-я треть XVII в
621
Филипс Вауэрман, «Белая лошадь», 2-я треть XVII в

Общая картина и конкуренция на рынке

В последние годы мировая экономика переживает затяжной спад. Ключевые рынки Европы и США замедляют темпы прироста потребления товаров, а ключевые производственные зоны Азии – соответственно реагируют, начиная снижать динамику прироста производства. Данная тенденция не могла обойти стороной и украинский рынок перевозок.

Кроме глобальных проблем, есть и ряд внутренних факторов (оккупация части территории страны, девальвация национальной валюты), которые влияют на развитие и деятельность логистического сектора в Украине. На сегодняшний день рынок грузоперевозок еще достаточно объемный, но по сравнению с прошлыми годами имеет негативную тенденцию по снижению товарооборота. Учитывая факт снижения объёмов грузооборота при относительно постоянном количестве перевозчиков, можно сказать, что рынок перевозок в Украине имеет высокую конкуренцию. В нише представлено достаточно много больших, средних и маленьких компаний, которые предоставляют практически одни и те же самые услуги. Данная конъюнктура рынка не позволяет выделить монопольное положение одной или другой фирмы. Но, безусловно, есть на украинском рынке и лидеры, и компании поменьше, которые только начинают развивать собственные сервисы.

Конкуренция всегда хороша для рынка. Благодаря высокой конкуренции клиенты получают более качественный сервис за разумные деньги. С другой стороны, высокая конкуренция заставляет транспортные компании развивать специализацию и вводить новые сервисы. Это случилось и с нами, когда некоторое время назад мы сделали большую ставку на сервис по доставке сборных грузов. Нам удалось правильно отстроить процессы и предложить одну из самых лучших цен на доставку сборных грузов из Китая и стран Юго-Восточной Азии. Теперь наша цель – Европа и США. Мало того, мы работаем над отдельным интернет-проектом, который призван упростить процесс перевозки сборных партий для украинских импортёров.

Основные проблемы

В логистике, как и в любом бизнесе, всегда присутствует фактор риска и есть определенные проблемы. На сегодняшний день можно выделить 2 типа проблем:

· национальные (работа государственных служб, таможенных органов), которые влияют на рынок в целом и формируют правила игры на рынке для всех участников

· проблемы самого рынка логистических операторов

В последнее время мы видим, что решение проблем всё больше зависит от лидеров рынка. Тут всё просто – ставя высокие стандарты для своей работы, мы и другие лидеры рынка автоматически задаём тон для остальных компаний. Благодаря такому положению дел, на украинском рынке с каждым годом остаётся всё меньше операторов с низким уровнем сервиса – они либо адаптируются и повышают уровень сервиса, либо уходят с рынка.

Что касается вопросов оптимизации логистических процессов на уровне государства, то тут всё двигается очень медленно. Это сильно тормозит как развитие рынка, так и наращивание объёмов транзита через территорию страны – не всем хочется наталкиваться на камень преткновения в лице украинской бюрократии.

Взаимосвязь с экономикой страны

На наш взгляд, больше всего стимулирует рост рынка конкуренция и инвестиции. Конкуренция позволяет игрокам с более качественным сервисом наращивать обороты, а инвестиции в экономику обеспечивают рост последней, что автоматически означает увеличение потребности в логистических услугах. И наоборот, отсутствие роста внутренней экономики, закрытие заводов с иностранным капиталом, представительств иностранного бизнеса в Украине усиливает проблемы экономики Украины и снижает темпы роста логистической сферы.

Цена вопроса, или вопрос цены

Цена на доставку грузов включает в себя ряд факторов, среди которых и цена на энергоресурсы. Так как энергоресурсы в Украину импортируются, есть привязка к ценам на мировом рынке. Например, рост цен на нефть или изменение курса валют напрямую влияет на стоимость энергоресурсов, что соответственно влияет на цену перевозки.

Изменения цены на услугу происходят постоянно, но меняется она не сразу пропорционально росту цен на энергоресурсы. Иными словами, есть некая дельта, учитывающая возможное изменение цены энергоресурсов за некий период и она зачастую уже включается в стоимость перевозки. Это позволяет заранее заключать договора со всеми сторонами процесса и сохранять для клиента оговоренную стоимость даже в условиях небольших скачков цены на энергоресурсы и расходные материалы.

Больше всего цену определяет регулярность перевозок в тот или иной сектор, конъюнктура дорог и курс валют. Последний напрямую влияет на принятие решение клиентом об уместности ввозить данный товар в принципе.

Не в ногу со временем

На сегодняшний день компьютерные технологии в украинской логистике внедрены очень неравномерно. И мы сейчас говорим не о сайте или приёме заказов по электронной почте, а имеем в виду моделирование процессов по автоматизации, создания рабочего места клиента и консолидации всех процессов в одной базе со всеми данными по клиенту.

В первую очередь это объясняется высокой стоимостью внедрения современных IT-решений. И поэтому только 5-10% компаний имеют возможность инвестировать в покупку и настройку продукта под свои бизнес-процессы.

Таможенный тормоз

Эффективность процессов нужно рассматривать в данном случае с двух ракурсов. Так как таможня — это государственная структура, она должна быть прибыльной для государства и прозрачной для представителей логистического рынка.

Если оценивать работу таможни только со стороны логистической компании, то можно констатировать, что процессы внутри неё не адаптированы под международную систему грузоперевозок. Мало того, за последние несколько лет мы не видели никаких ощутимых шагов в сторону исправления этой ситуации.

Тогда как ведущие страны мира уже давно работают прозрачно, онлайн, по таможенным кодам и предварительному декларированию, у нас процесс до сих пор не налажен и занимает очень много времени для уточнений, проверок и бюрократических проволочек, что в целом делает данную услугу в Украине сложной и манипулятивной.