Ломбарды vs банки: кто на рынке всех сильнее

Эль Греко, «Изгнание торгующих из храма», до 1570 года
1235
Эль Греко, «Изгнание торгующих из храма», до 1570 года

Экономический диагноз страны в несколько упрощенном виде можно определить по двум индикаторам – грузоперевозкам и ломбардам. Объем первых при ухудшении экономической ситуации резко снижается, тогда как вторые – обретают популярность.

В сегодняшней ситуации тотального недоверия к банковской системе ломбарды становятся своего рода гиенами, подбирающими добычу, еще недавно принадлежавшую банкам. В кризисное время последние сворачивают потребительское кредитование и люди ищут альтернативные, часто небанковские, источники кредитования. Таковыми сегодня становятся ломбарды.

Кризис десятилетней давности, когда эти учреждения росли, как грибы, это наглядно показал. Например, только за 2009 кризисный год было зарегистрировано 76 ломбардов. Объемы кредитования в кризисные годы росли примерно на 50%. Это и неудивительно. По опыту, ломбарды — бизнес с очень высоким уровнем рентабельности, который достигает 40%. При этом инвестиции окупаются, как правило, за два-четыре года.

Согласно данным НКЦБФР, в 2015 году объем предоставленных ломбардами кредитов составил 12,5 млрд. грн. На минутку – это на 49% больше, чем в 2014-м. Хотя при этом количество предоставленных ссуд осталось на уровне 10,7 млн. договоров. Не сомневаюсь, что в ближайшие годы тенденция к увеличению объемов финансовых кредитов, которые предоставляют ломбарды, сохранится.

Как ни странно, но, несмотря на грязноватую репутацию и отсутствие профильного закона, регулирующего рынок ломбардов, это – один из самых стабильных финансовых институтов для физлиц. Ломбарды, которые работают с собственными деньгами, не лопаются, как банки или кредитные союзы. Укрепляют позиции крупнейшие игроки на этом рынке – активы десятка крупнейших ломбардов составляют свыше 60% рынка. На них же приходится до 70% всех кредитов под залог.

Опять же, как ни странно, но украинцы в своей массе достаточно спокойно относятся к ломбардам. Исследований в отношении доверия к ним в последние годы не проводилось, крайнее датируется 2011 годом. Тогда, согласно социологическому исследованию Киевского международного института социологии, около 12% респондентов являлись клиентами того или иного ломбарда. Еще около 28% опрошенных отнесли себя к категории «потенциальных пользователей услуг ломбардов». Немаловажный факт – каждый опрошенный не смог объяснить, что такое ломбард. Т.е. уровень информированности достаточно невысок. Не думаю, что ситуация кардинально изменилась.

Динамичное развитие рынка далеко не всегда положительно отражается на качестве предоставляемых услуг. В связи с относительно невысоким порогом требований по капиталу к ломбардам (200 тыс. грн.), сегодня их число зашкаливает. Часто это уже даже не подвалы, а окошки в переходах метро. К тому же на волне падения доходов населения ломбарды все меньше перебирают «харчами». Еще 3-4 года назад они принимали под залог только ценные вещи – то, что можно выгодно продать в сети специализированных магазинов. Сегодня многие отделения берут почти все: от старого чайника до бытовой лампы.

Неудивительно, что в последнее время появились инициативы поднять уровень уставного капитала ломбардов до 500 тыс. грн. и даже 1 млн. грн. Не уверен, что именно такая мера может оздоровить рынок. Как раз наоборот, не исключено, что она приведет к монополизации его крупными игроками. Но это не отменяет необходимости очищения рынка. Ведь в противном случае его ждет судьба банковского. А уж после этого ни о каком доверии людей к финансовому рынку речи не будет.
Последние новости: