Бортмоне

Бортмоне
229
Гражданская авиация Украины подвела итоги закончившегося летнего сезона-2014.
Как и прогнозировали эксперты рынка, результаты работы отрасли воздушных пассажирских перевозок лишний раз подтвердили старую истину:

гражданская авиация остается крайне чувствительной к боевым действиям, происходящим на территории государства, и уж тем более негативно реагирует на авиакатастрофы (см. “Печальный опыт” на стр.35).

В начале сентября Совет безопасности Нидерландов опубликовал предварительный отчет о причинах крушения над территорией Донбасса самолета Boeing 777 малайзийских авиалиний, произошедшего 17 июля 2014 г.

Эксперты подтвердили, что лайнер “распался в воздухе в результате структурных повреждений, вызванных большим количеством объектов высокой энергии, которые проникли в самолет извне”.

Иными словами, как отметили некоторые специалисты, борт был попросту сбит (см. статью "Взорванный транзит").

Как уже писал ­БИЗНЕС, теракт повлек за собой введение запрета на использование воздушного пространства юго-восточного региона Украины для полетов гражданских воздушных судов.

В Госпредприятии обслуживания воздушного движения Украины “Украерорух” сообщили, что больше всего от введенного запрета пострадал транзитный трафик,

который сократился втрое — с 1085 полетов в сутки до 320, а в целом количество обслуживаемых полетов уменьшилось более чем вдвое — с 1500 до 720 в сутки.

Впрочем, по состоянию на середину сентября, рассказали в “Украерорусі”, ситуация существенно не изменилась:

 “Воздушное пространство над Восточной Украиной в зоне проведения АТО и над территорией временно оккупированной АРК остается закрытым для полетов гражданских воздушных судов,

 а международное воздушное пространство над открытым морем значительно меньше используется авиаперевозчиками по рекомендациям международных организаций
”.

Восстановление воздушного движения в полном объеме ожидается только после стабилизации ситуации и возобновления транзитных потоков основных перевозчиков (Air France, Lufthansa, Singapore Airlines, Emirates, Qatar Airways, British Airways).

Существенное ухудшение показателей своей деятельности начали ощущать и украинские авиаперевозчики и аэропорты.

Результаты
К примеру, по данным Госстата, в январе — августе текущего года объем пассажирских авиаперевозок в Украине сократился примерно на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

(впрочем, как уточнили в ведомстве, с учетом аннексированной АР Крым сокращение было меньшим — 8,2%; см. также “Объем...” на стр.34).

Оксана Ожигова, пресс-секретарь ГП “Международный аэропорт “Борисполь” (г.Борисполь, Киевская обл.; с 2011 г.; 4,5 тыс.чел.), сообщила:

“Ряд европейских компаний заявили о планах сокращения частоты или приостановки своих полетных программ: люди воздерживаются от поездок в нашу страну, опасаясь за свою безопасность или не будучи уверены в возможности решить деловые вопросы.

В связи с сокращением авиакомпаниями планов полетов и снижением загруженности на рейсах базовых и международных авиаперевозчиков с марта текущего года наблюдается замедление прироста,

а впоследствии уменьшение пассажиропотока, обеспечиваемого авиакомпаниями через наш аэропорт. Как результат, за восемь месяцев 2014 г. через “Борисполь” были перевезены около 4,7 млн чел., что на 9% меньше аналогичных прошлогодних показателей
”.

При этом г-жа Ожигова подчеркивает, что зафиксированное сокращение вовсе не является рекордным для страны в целом: в некоторых аэропортах Украины показатели снизились более чем на 50%.

По информации Анны Стеценко, менеджера по связям с общественностью ООО “Нью Системс АМ” (управляющая компания международного аэропорта “Харьков”; г.Харьков; с 2008 г.; 600 чел.),

в аэропорту “Харьков” в январе — августе 2014 г., по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., тоже уменьшился пассажиропоток — на 16,5%, до 330,1 тыс.чел.

При этом по итогам августа, по сравнению с августом прошлого года, этот показатель снизился на 35,6%.

Также необычно “резкую” отрицательную динамику последнего месяца сезона отпусков отметили в аэропорту “Львов” им.Даниила Галицкого.

По сообщению пресс-службы аэропорта, в августе количество пассажиров уменьшилось на 16% — до 78,5 тыс.чел.

Повлиял на трафик отечественных аэропортов и запрет Российской Федерации на транзитные рейсы украинских авиакомпаний в Грузию, Азербайджан, Армению и Турцию, который вступил в силу 7 августа.

Как результат, вследствие увеличения длительности полета на 15-30 мин и, соответственно, затрат на топливо, некоторые авиакомпании были вынуждены повысить цены на авиабилеты на 5-10%,

что на фоне ухудшения платежеспособности граждан и негативных потребительских настроений привело к дополнительному сокращению пассажиропотока (см. статью "Крюкотворцы").

Нужно сказать, что Госавиаслужба Украины отреагировала на этот выпад симметрично и ввела специальный режим транзита для российских компаний “Трансаэро” и “Аэрофлот-российские авиалинии”,

 выполняющих полеты в курортные Болгарию, Израиль, Турцию, Египет и Грецию.

Теперь эти авиакомпании могут пересекать воздушное пространство Украины только при условии получения соответствующего разрешения от Госавиаслужбы для каждого рейса отдельно.

Вкупе с потерей зарубежного транзита такой специальный режим может надолго“выбить почву из-под ног” у “Украероруху”.

На предприятии опасаются, что “такие обстоятельства могут привести к снижению уровня доходов на 70-80% по сравнению с 2013 г.

и отложить реализацию проектов модернизации аэронавигационной системы Украины, предусмотренных Планом Единого европейского неба
(см. “Закрытое небо” на стр.34. — Ред.)”.

Внутренний трафик
Еще хуже обстоят дела с внутренним авиационным пассажирским трафиком (который, скажем прямо, и так не блистал показателями).

По подсчетам специалистов, за январь — август, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем внутренних воздушных перевозок сократился примерно на 40% — до 475 тыс.чел.

В результате аннексии Крыма и эскалации вооруженного конфликта небо над АРК было закрыто, и аэропорт Симферополя стал недоступен для авиаперевозчиков,

а два восточных аэропорта Украины — Донецка и Луганска — прекратили свое существование в самом прямом смысле этого слова.

Между тем, говорит Оксана Ожигова, “пассажиропоток по этим трем аэропортам составлял около 20% всего авиационного трафика страны”.

Как отмечают в компаниях-авиаперевозчиках, только выполнение рейсов по маршрутам из Киева и Львова в Симферополь, Донецк и Луганск обеспечивало нормальную рентабельность благодаря длине маршрута и востребованности направлений.

 Фактически после этой потери в Украине почти не осталось привлекательных внутренних авиамаршрутов, конкурирующих со скоростным железнодорожным сообщением.

Наиболее пострадавшим здесь оказался столичный аэропорт “Киев”. Как отмечает Галина Богданенко, пресс-секретарь Международного аэропорта “Киев” (Жуляны)”,

по информации хендлинговой компании “Мастер-Авиа”, обеспечивающей наземное обслуживание рейсов в аэропорту, в январе — августе 2014 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пассажиропоток сократился на 38% — до 0,76 млн чел.

В прошлом году из аэропорта “Киев” ежедневно осуществлялись три рейса в Симферополь, один — в Мариуполь, четыре — в Донецк и один — в Луганск.

Сейчас аэропорты Донецка и Луганска разрушены, аэропорт Мариуполя в связи с событиями, которые могут там произойти, закрыт, аэропорт Симферополя находится на захваченной территории.

По нашим прогнозам, до конца года, при условии, что в других областях Украины не начнется боевых действий, пассажиропоток аэропорта “Киев” будет составлять около 1 млн чел., что на 45% меньше показателя 2013 г.
”, — отмечают в аэропорту “Киев”.

Закрытое небо
Заключение Соглашения между ЕС, его государствами-членами и Украиной об Общем авиационном пространстве (так называемого Договора об “открытом небе”),

которое планировалось на конец июня, вновь перенесено (см. статью "Неполетное задание").

На этот раз на неопределенный срок (напомним: ранее подписание анонсировали на март, потом — на начало июня).

Очередной перенос снова объяснили достаточно невнятно, сославшись на несогласованность позиции Испании и Великобритании по территориальной принадлежности Гиб­ралтара.

Отметим, в среде отечественных экспертов бытует мнение, что подписание Договора “поставила на паузу” именно украинская сторона.

Дело в том, что некоторые украинские авиаперевозчики небезосновательно опасаются, что с приходом зарубежных игроков,

которые сразу смогут предложить потребителю авиабилеты примерно на 50% дешевле, местные авиакомпании будут просто вытеснены с рынка. Украинские аэропорты,

напротив, в связи с затягиванием подписания этого Договора испытывают затруднения с привлечением новых зарубежных перевозчиков и прямо заявляют — “открытое небо” является одним из основных требований потенциальных иностранных партнеров.

Вместе с тем, как показывает опыт Армении, либерализация рынка авиаперевозок может быть достигнута не только в рамках этого Соглашения.

Так, в конце октября 2013 г. правительство Армении утвердило Программу обеспечения предоставления конкурентных и продолжительных услуг авиаперевозок,

основанную на совместном исследовании международной консалтинговой компании McKinsey & Company и Фонда национальной конкурентоспособности Армении.

Страна взяла на себя обязательства не ограничивать количество рейсов, которые могут еженедельно совершать авиакомпании, не регулировать количество компаний,

имеющих право совершать рейсы в Армению и из страны, сохранять для авиаперевозчиков возможность совершать рейсы в любой зарубежный город.

За счет либерализации рынка авиаперевозок армянские чиновники планируют обеспечить ежегодный рост ВВП на дополнительные 1,5%, увеличить пассажиропоток на 20-25% и создать около 23 тыс. рабочих мест в области авиации и туризма.

Если какая-либо авиакомпания встретит какую-либо преграду, об этом надо заявлять. Будет полная поддержка руководства страны в направлении выхода этих компаний на рынок”, — декларирует намерения глава Администрации президента Армении Виген Саркисян.

В результате внутренняя политика “открытого неба” позволила Армении за январь — август 2014 г. нарастить количество туристов почти на 35% по сравнению с январем — августом 2013 г.

Увы, эти результаты выглядят как насмешка над Украиной, которая профанирует подписание Соглашения об Общем авиационном пространстве с ЕС уже несколько лет.

Печальный опыт
По мнению американских экспертов, наиболее протяженное во времени негативное воздействие на рынок пассажирских авиаперевозок оказывают “классические” теракты,

не связанные с локальными во­оруженными противостояниями (угон самолетов, применение взрывных устройств на борту и т.д.).

Например, по данным экономиста Гейла Макинена, представленным в его докладе Конгрессу США, даже через год после печально известного теракта 11 сентября 2001 г.

отрасль пассажирских авиаперевозок продолжала работать значительно ниже уровня рентабельности, а в 2001 г. убытки участников рынка были рекордными.

И это при том, что уже 22 сентября 2001 г. власти открыли авиакомпаниям доступ к кредитным средствам в размере $15 млрд.

Тем не менее авиаперевозчики были вынуждены уволить значительное количество сотрудников и сократить маршруты перелетов.

В результате на резервную стоянку в пустыню Аризона “отправились” около 1 тыс. воздушных судов. Объем авиаперевозок сократился на 30-50%.

Кроме того, террористическая угроза “наложилась” на рецессию в экономике страны.

К концу 2001 г. отрасль потеряла в общей сложности $7 млрд, и если бы не кредитная поддержка, потери могли бы достичь $11 млрд.


Последние новости: