Энергичный сервис

Энергичный сервис
519
Наша страна — одна из самых отсталых по энергоэффективности в мире. По валовому внутреннему продукту (ВВП), производимому в расчете на единицу потребляемой энергии, Украина находится на одном уровне с такими государствами, как Танзания и Эфиопия. Наша страна производит ВВП на $3 в расчете на 1 кг топлива, а ведущие мировые державы — в 4-5 раз больше.

Актуальность задач
Энергоэффективность отечественной экономики в 1,5-2 раза ниже, чем российской и белорусской, и в 3-4 раза ниже, чем польской и турецкой. Мало того, вот уже семь лет показатели энергоэффективности Украины остаются практически неизменными, в то время как в других странах улучшаются.

Ситуация в Украине усугубляется тем, что расходы государственного и местных бюджетов на мероприятия по энергоэффективности ничтожны, да еще и сокращаются в последние годы. К тому же в структуре потребления топлива и энергии на долю дефицитного в Украине газа приходится 36%, а этот энергоноситель за последние восемь лет подорожал в 8 раз.

И эта тенденция, как заявляют в ассоциации “Инновационное развитие Украины”, приобретает “губительный характер для экономики Украины”.

В то же время Украина имеет огромный потенциал повышения энергоэффективности экономики. Как утверждают в Международном энергетическом агентстве, этот потенциал составляет не менее 20-30% потребляемых в стране нынче энергоресурсов.

Но, к сожалению, повышение энергоэффективности требует огромных капиталовложений, величина которых, по оценкам специалистов, составляет сотни миллиардов гривень. К примеру, для термомодернизации строений требуется, согласно исследованиям Европейско-украинского энергетического агентства, 150 млрд грн., а на модернизацию систем централизованного теплоснабжения — 140 млрд грн.

Таких средств в бюджете Украины нет. Но проблему можно решить за счет внедрения европейских подходов к финансированию энергосберегающих проектов, а именно — посредством привлечения частного капитала и внедрения механизмов предоставления энергосервисных услуг.

Способ решения проблем
Именно в целях внедрения в Украине энергосервиса по европейскому образцу в конце декабря 2014 г. в Верховную Раду был подан законопроект №1313 “О внедрении новых инвестиционных возможностей, гарантировании прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации”.

Этим документом предлагается ввести в практику госзакупки услуг энергосервиса и тем самым существенно сократить расходы на содержание почти 100 тысяч бюджетных учреждений — распорядителей и получателей бюджетных средств в Украине. Как считают специалисты, принятие такого закона позволит комплексно решать вопросы по энергосбережению в бюджетной сфере.

Законопроект №1313 был рассмотрен 25 декабря на заседании Комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства. Представил его глава Комитета, народный депутат Виктор Галасюк (он же — соавтор документа, среди авторов — еще семь народных депутатов).

Проект был поддержан представителями Европейского банка реконструкции и развития, Агентства США по международному развитию, Реанимационного пакета реформ, ассоциации “Инновационное развитие Украины” и другими экспертами. По итогам заседания принято решение рекомендовать Верховной Раде принять за основу проект закона. Когда документ будет рассмотрен в парламенте, пока неизвестно.

Перспективная ниша
Однако предприниматели и общественность уже живо интересуются проектом и перспективами, которые могут открыться после принятия соответствующего закона.

БИЗНЕС опросил экспертов в сфере энергоэффективности и выяснил, что в результате принятия данного закона в Украине может быть создан огромный рынок энергосервиса. По мнению Юрия Пивоварова, директора ассоциации “Инновационное развитие Украины”, объем этого рынка исчисляется сотнями миллионов евро.

По словам Елены Борисовой, менеджера программ Европейского банка реконструкции и развития, потенциал каждого крупного города Украины по объему требуемых услуг энергосервиса — EUR40-50 млн. Кстати, совокупный оборот энергосервисных компаний в США — $6 млрд, в Германии и Франции — по $5 млрд. Виталий Бульда, вице-президент компании “Бош Термотехника”, говорит, что энергосервисный бизнес сейчас — один из наиболее привлекательных видов деятельности в Европе.

И принятие закона об энергосервисе в Украине, по мнению эксперта, стало бы огромным шагом на пути развития современного энергорынка и в нашей стране, причем в этом бизнесе нашли бы себе место не только крупные компании, но и более мелкие предприятия, как специализирующиеся на инсталляциях энергосберегающего оборудования, так и занимающиеся энергоаудитом, консалтингом, проектированием систем, продажей оборудования, его обслуживанием. И самое главное — было бы создано много новых рабочих мест для квалифицированного персонала.

По мнению г-на Пивоварова, особая привлекательность нового законопроекта заключается в том, что энергосервисные проекты выгодны абсолютно всем его участникам: заказчик совершенствует систему энергообеспечения и сокращает бюджетные расходы по этой статье, инвесторы и энергосервисные компании получают прибыль, а государство снижает свою зависимость от поставщика газа.

Кстати, сроки окупаемости энергосервисных проектов могут быть самыми разными: от 10-15 лет вплоть до весьма привлекательных нескольких месяцев. К примеру, Виталий Бульда говорит, что модернизация типовой котельни мощностью 5 Гкал/ч может окупиться за 1-4 года, в зависимости от того, какой вариант ее модернизации будет выбран (см. “Пример расчетов по энергомодернизации…” на стр.32).

В масштабах же страны, как подсчитали в ассоциации “Инновационное развитие Украины”, внедрение механизмов энергосервиса позволит сократить потребление газа бюджетными учреждениями минимум на 700 млн куб.м, вследствие чего могут быть сэкономлены 4,5 млрд грн. бюджетных средств.

Проблему отсутствия средств у государства на проекты по энергоэффективности с принятием нового закона решить можно. Реально финансировать энергосервисные проекты в Украине, как говорят финансисты, на первых порах могли бы Европейский банк реконструкции и развития, Северная экологическая финансовая корпорация (НЭФКО), Международная финансовая корпорация, Укрэксимбанк и другие организации (см. “Об источниках финансирования…”).

И если одни организации, как стало известно БИЗНЕСу, намерены инвестировать только в крупные энергосервисные проекты стоимостью от EUR10 млн, то другие — наоборот, исключительно в мелкие проекты стоимостью до EUR500 тыс. Впоследствии к финансированию энергосервисных проектов могли бы подключиться и коммерческие банки.

О необходимости принятия закона об энергосервисе
Виктор Галасюк,
народный депутат Украины, глава Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства:

— Принятие закона об энергосервисе позволит повысить уровень энергетической независимости Украины. И достичь этого можно будет без дополнительных финансовых расходов из Госбюджета. Законом будут урегулированы отношения по энергосервисным договорам между бюджетными заказчиками, инвесторами и энергосервисными компаниями.

Инвесторам при этом будет гарантирован возврат вложений и возможность получения вознаграждения за достигнутую экономию энергоресурсов. Кроме того, Украина приобщится к передовым мировым технологиям в сфере энергосбережения.

В итоге, будут созданы условия для привлечения инвестиций в страну, развития внешнеэкономической деятельности и отечественной промышленности, производящей энергоэффективные материалы и оборудование.

Об источниках финансирования энергосервисных проектов
Елена Борисова,
менеджер программ департамента по энергосбережению и изменению климата Европейского банка реконструкции и развития:

— Наш банк уже более двух лет работает над изменениями в регуляторной базе для внедрения энергосервиса в Украине. Работали с разными депутатскими группами, с разными партнерами, в том числе с Минрегионом (особенно в то время, когда министерством руководил Владимир Гройсман).

Сейчас тесно сотрудничаем с авторами законопроекта №1313. Считаем, что именно этот законопроект может открыть энергосервисный рынок в Украине. Во-первых, потому, что документ хорошо согласуется с европейской практикой. А во-вторых, по той причине, что внедрение механизмов энергосервиса позволит находить средства на развитие у частных инвесторов.

Ведь пока денег в бюджете страны на энергосервис нет и в ближайшее время вряд ли они найдутся. В качестве инвесторов, например, могут выступать международные финансовые организации. К примеру, наш банк подготовил энергосервисный проект в Днепропетровске и зарезервировал под его реализацию EUR10 млн.

Средств могут быть выделены, как только будет принят соответствующий закон. Согласно этому проекту, предполагается выполнить термомодернизацию 10 общеобразовательных школ города. Вообще же, задача нашего банка — не насытить рынок дешевыми долгосрочными кредитами, а показать пример бизнесу и коммерческим банкам, что такие проекты можно и нужно выполнять в Украине.

 Кстати, наш банк готовит стратегическую, среднесрочную программу деятельности в Украине, и, конечно же, она будет предусматривать в определенных объемах поддержку развития энергосервиса в стране в целом. Принята эта программа может быть даже в нынешнем, 2015 г.

Что же касается перспектив развития энергосервисного бизнеса в Украине, то они, на наш взгляд, хорошие, в стране имеется высокий отложенный спрос на услуги такого рода. Этот вывод подтверждается и результатами нашего общения с муниципалитетами многих крупных городов Украины.

Последние новости: