Мировые тренды и будущее Украины

Мировые тренды  и будущее Украины
731
Александр Гаврилюк, партнер КПМГ в Украине, руководитель практики “Агробизнес”, национальный контакт по работе
с китайскими компаниями

Исследование “Будущее государство 2030” (Future State 2030), проведенное KPMG International совместно с центром Mowat Centre Школы публичной политики и государственного управления Университета Торонто, — это своеобразная навигационная карта для бизнеса и всех, кто влияет на будущее страны.

В нем представлены девять тенденций, влияющих на развитие государства независимо от его размера, ресурсов, политической ситуации в течение многих лет. Задача для всех заинтересованных в развитии Украины, — оценить, как уже сегодня учесть влияние этих тенденций на конкретный бизнес и нашу страну в целом при анализе ситуации и принятии решений.

Демографические изменения
Вследствие увеличения продолжительности жизни и уменьшения рождаемости постоянно растет доля людей пожилого возраста в мировых масштабах. Это приводит к тому, что во всех странах будет меньше средств для социального обеспечения, включая пенсионные выплаты и медицинское обслуживание.

Процесс старения населения касается всех поколений и влияет на продуктивность и конкурентоспособность экономики. Перспективным является доступ к знаниям и профессиональному развитию представителей всех поколений (практика обучения в течение жизни), в том числе с использованием новых информационных технологий.

Расширение возможностей граждан
Прогресс в сфере новых технологий увеличивает возможности человека. В итоге повышается планка для контроля за прозрачностью и публичностью решений правительственных учреждений и органов местного самоуправления. Граждане, особенно молодое поколение, ожидают технологически совершенных каналов коммуникации с правительством, образования, обеспечивающего возможности для развития личности, мобильности и увеличения межкультурной коммуникации.

Новые технологии
Благодаря новым информационным и телекоммуникационным технологиям за последние 30 лет наша жизнь существенно изменилась. По прогнозам, к 2030 г. у половины населения мира будет доступ к интернету. За последние два года в мире было создано 90% цифровых данных. Это и возможности, и риски.

Поэтому важно адаптировать к новым условиям государственную политику кибернетической безопасности с учетом международного опыта и достижений науки и промышленности страны. Новые технологии изменяют общение и процесс принятия решений на основе данных и аналитики, влияют на создание новых социальных услуг и производство. В связи с этим возрастает роль высших учебных заведений как инновационных центров для повышения конкурентоспособности государства.

Экономическая взаимосвязь
Наблюдается дальнейший рост взаимозависимости и взаимо­связи глобальной экономики на уровне международной торговли и потоков капитала. Хотя, если не будет укреплена международная договорная основа, у государства не будет преимуществ от этого роста. Экономическая взаимосвязь между государствами проявляется в росте объемов торговли и инвестиций, уменьшении торговых барьеров, увеличении риска возникновения и масштабов негативных последствий финансовых кризисов.

Государственный долг
Ожидается, что до 2030 г. госдолг существенно ограничит варианты развития фискальной политики. Как показывает исследование KPMG International, в отличие от распространенного мнения, проблемы государственного долга возникают не просто в результате глобального финансового кризиса и стимулирования потребления. Самые крупные экономики мира накопили значительные долги еще до 2008 г. и сообщали о бюджетном дефиците задолго до мирового финансового кризиса.

 Кстати, есть взаимосвязь между ростом стареющего населения и увеличением госдолга. Государственный долг в развитых странах стремительно увеличивался в последние десять лет. Если современные тенденции сохранятся и в будущем, то к 2035 г. уровень госдолга стран мира достигнет 98% ВВП. Согласно существующим прогнозам, до 2035 г. ожидается увеличение чистого долга в среднем на 133% от ВВП в странах Еврозоны, на 213% ВВП — в США, на 386% ВВП — в Индии.

От готовности правительства ответить на основные вызовы социального, экономического и экологического характера будет зависеть то, насколько удастся контролировать госдолг и обеспечивать баланс между необходимостью сокращать госдолг и необходимостью стимулировать экономический рост.

Новые центры влияния
на мировую экономику

Рост экономик развивающихся стран оказывает все большее влияние на мировую экономику. Прогнозируется, что развивающиеся страны к 2030 г. будут обеспечивать 57% мирового ВВП. При этом ожидается, что Индия и Китай, население которых составит 35% всего населения планеты, будут генерировать 25% мирового ВВП. Именно в развивающихся странах к 2025 г. стремительно вырастут 440 городов, которые будут генерировать 47% мирового ВВП. В связи с увеличением базы потребления в городах развивающихся стран возникают новые возможности для Украины.

Климатические изменения
Комбинация непредсказуемых изменений климата угрожает и природным, и рукотворным системам. В мировых масштабах изменение климата может привести к таким последствиям:
  • к 2050 г. расходы на преодоление последствий природных стихий могут составить 1% ВВП;
  • в случае потепления на 3-4оС около 200 млн людей могут потерять жилье ввиду повышения уровня Мирового океана, навод­нений и засух.

Дефицит ресурсов
Одновременное влияние таких факторов, как рост мирового населения, экономик развивающихся стран и изменение климата, увеличивает дефицит природных ресурсов. Поэтому надо уделять больше внимания сбалансированному управлению ресурсами (особенно такими, как пресная вода, продовольствие, пахотные земли и энергия). Рост спроса на пищевые продукты и нестабильность темпов производства могут привести к увеличению цен на продовольствие с 2010 г. до 2030 г. в два раза.

Урбанизация
К 2030 г. 60% населения Земли будет жить в городах (для сравнения: в 2013 г. — 50%). Урбанизация создает возможности для социально-экономического развития, но она требует новых решений для развития инфраструктуры, особенно транспортной и энергетической. В то же время городское население в странах Азии и Африки в течение последующих 20 лет вырастет на 80%, что создаст новые возможности для украинских производителей для сбыта своих товаров и услуг для потребностей растущих городов.

Что нужно для формирования
стратегии государства?

  • Долгосрочное планирование и эксперименты на основе долгосрочных прогнозов и оценки необходимости в обновлении инфраструктуры
  • Поощрение ответственного поведения граждан, благодаря которому уменьшается давление на систему социальной поддержки
  • Анализ показателей результативности, которые помогли бы выбирать для финансирования программы с наибольшим экономическим эффектом.

Что надо уметь и знать
для управления государством

  • Понимать международную ситуацию, в том числе мировые тенденции и их влияние на страну, для принятия своевременных и эффективных решений.
  • Знать особенности международных рынков капитала в целях совершенствования финансовых процессов.
  • Обладать системным мышлением, которое позволяет увидеть потенциальные возможности и риски технологического прогресса и создать дорожную карту для внедрения технологий.
  • Взаимодействовать с заинтересованными сторонами прозрачно, ответственно и эффективно, в том числе с использованием новых медиа.
  • Управлять изменениями, особенно в сферах, которые связаны с высокими рисками.

Вопросы граждан к правительству

Что делает правительство, чтобы качественнее предоставлять услуги
в разных сферах и развивать электронное управление государством?

Как защитить граждан и деятельность государства от киберугроз?

Как правительство обеспечит население и экономику ресурсами, особенно пресной водой?

Что государство делает для укрепления конкурентоспособности украинских товаров и услуг на мировом рынке
и поощрения конкурентоспособности области, отрасли?

Как госструктуры должны скорректировать свои действия, чтобы учесть новые центры экономического влияния и новый многополюсный мировой порядок?

Как можно обеспечить конкурентоспособность страны и экономический рост за счет сбалансированного развития сельскохозяйственного производства?

Как во всех ветвях власти формируются и обсуждаются с обществом решения для адаптации государства к климатическим изменениям и уменьшения негативных последствий от таких изменений?

Как правительство и органы местного самоуправления вовлекают бизнес и граждан в планирование развития городов?

Как нужно измениться правительству и государственным служащим?

К 2030 г. потребности в пресной воде в мировом масштабе будут обеспечены на 40%

600 городов мира: генерируют
  • $34 трлн
  • будут генерировать $65 трлн к 2025 г.



Последние новости: