Модерн-ЭСКО

Модерн-ЭСКО
557
На следующей пленарной неделе Верховная Рада должна рассмотреть во втором чтении законопроект №1313 “О внедрении новых инвестиционных возможностей, гарантировании прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации”, которым создается нормативная база для развития в Украине энергосервисных контрактов (ЭСКО-контрактинг, или перфоманс-контрактинг).

Напомним, новым документом вводится практика госзакупок услуг энергосервиса для 98 тыс. бюджетных учреждений и организаций, что, по мнению его авторов, кардинально решит проблему энергосбережения в этой сфере (подробнее см. статью "Энергичный сервис").

Доработка
Председатель Комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк рассказал, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению авторскому коллективу удалось создать законодательный акт прямого действия, что крайне важно в условиях украинской нормативной практики.

В то время как реальная стоимость отопления в Украине превышает европейскую в 2-3 раза, а энергоэффективность государства в 3,5 раза ниже аналогичного среднего показателя стран ЕС, принятие такого законопроекта позволит поэтапно уменьшить потребление бюджетными учреждениями энергии на 20-40% и сократить импорт газа на 1 млрд куб.м в год.

Предложенная модель не требует дополнительного государственного финансирования, будет способствовать развитию отечественного производства энергоэффективного оборудования и материалов и создавать дополнительные рабочие места
”, — подчеркнул г-н Галасюк.

Со своей стороны, Александр Домбровский, первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, отметил, что фронт работ по дальнейшей энергомодернизации в стране огромный.

Ведь сейчас, по его словам, предприятия теплокоммун­энерго вместе с населением потребляют огромные объемы природного газа — примерно 24 млрд куб.м в год (при собственной добыче в 20 млрд куб.м). “И в рамках этого объема потребления Украина имеет большой ресурс экономии газа — 12-14 млрд куб.м в год”, — поясняет он.

В свою очередь, Елена Борисова, менеджер программ департамента по энерго­сбережению и изменению климата Европейского банка реконструкции и развития, считает: “Когда государство повышает тарифы на энергоносители, оно должно давать и инструменты для снижения энергопотребления. ЭСКО и есть тот самый необходимый инструмент. ЕБРР готов оказывать техническую помощь и поддержку для того, чтобы данный инструмент использовался правильно и прозрачно”.

Положительно оценивают законопроект и практики. Так, Андрей Берестян, директор по маркетингу и продажам компании “Данфосс ТОВ”, отмечает: “У государства нет денег для поведения термомодернизации, а проект №1313 определяет критерии и правила игры для внешних инвесторов, готовых вкладывать средства в эту сферу.

Но для успешного функционирования модели ЭСКО-контрактинга необходимы еще и тарифы, отражающие рыночную стоимость энергоносителей. Иначе сроки окупаемости проектов будут очень большими
”.

Словно услышав слова оператора, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), на прошлой неделе повысила с 1 апреля стоимость газа для ТКЭ в 2,2 раза, а тарифы на тепловую энергию для населения — на 72%. Такое повышение тарифов на тепло, по словам и.о. председателя НКРЭКУ Дмитрия Вовка, полностью покроет себестоимость производства тепловой энергии.

Деньги
Но основной проблемой сейчас, конечно, является финансирование, которое будет привлечено в ходе выполнения энергосервисных контрактов. К примеру, вспоминает Денис Мироненко, директор департамента “Автоматизация и безопасность зданий” ДП “Сименс Украина”,

 в 2014 г. компания принимала участие в проекте “Модернизация оборудования индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) в учреждениях бюджетной сферы (“Термосанация в бюджетных учреждениях города Киева”)”, предоставляя консультации на стадии проектирования и поставки оборудования для ИТП (см. статью "Деньги на воду").

В целом в этом проекте фигурируют около 100 объектов, но работы завершены всего на пяти из них. Причина заключается в том, что, в отличие от участвующих в проекте корпорации “НЕФКО” и фонда Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде, финансирующих работы в надлежащем объеме, столичный бюджет проект недофинансирует…

С принятием закона об энергосервисе, по оценкам г-на Галасюка, благодаря развитию ЭСКО-контрактинга в ближайшие несколько лет в проекты по повышению энергоэффективности бюджетных учреждений можно привлечь 200-230 млрд грн. Эта сумма кажется астрономической лишь на первый взгляд.

 Скорее, по мнению БИЗНЕСа, соавтор законопроекта №1313 даже “поскромничал” — ведь речь идет о почти 100 тыс. проектов модернизации.

Например, по словам Сергея Соломахи, мэра Миргорода, два года назад городу удалось собрать средства для проведения термомодернизации здания дошкольного учреждения №12 “Світлячок”, и обошлась она в ценах 2012 г. в 2,2 млн грн. (850 тыс. грн. выделил областной бюджет, 650 тыс.грн. нашли в местном бюджете, а остальные средства были привлечены по линии USAID).

На энергоэффективную санацию миргородского дошкольного учреждения №5 потребовалось 1,22 млн грн. А ведь речь идет о стандартных двухэтажных детских садиках. Авторы же законопроекта заложили на реализацию одного проекта ЭСКО-контрактинга в среднем 2,25 млн грн.

О несколько заниженной оценке, кстати, говорит и Андрей Берестян. По его мнению, в будущем в законе можно, по европейскому опыту, предусмотреть возможность проведения поэтапной термомодернизации, если у инвестора не будет хватать средств на проведение всех видов работ. Это позволит энергосервисной компании постепенно привлекать средства для отдельных работ, а бюджетному учреждению — все-таки снижать энергопотребление.

В целом специалисты весьма положительно оценивают содержание законопроекта и прогнозируют высокую вероятность его прохождения в ВР. Возможно, потому, что соглашаются с оригинальной оценкой документа директором Ассоциации “Инновационное развитие Украины” Юрием Пивоваровым, принимавшим участие в разработке проекта:

 “К сожалению, общество разуверилось в том, что кто-то может разрабатывать и продвигать законы, которые нужны не олигархам, а всей стране. Но такое действительно бывает. Внедрение механизма энергосервиса в Украине открывает рынок для инвесторов, строительных компаний, поставщиков энергоэффективного оборудования, снижает расходы госбюджета и, наконец, позволяет сделать большой шаг к нашей энергетической независимости”.

Германский пример
В Германии, как, впрочем, и во всех странах ЕС, существуют разные виды ЭСКО-контрактинга. Собственно, “классический” энергосервисный контрактинг, который будет внедрен в Украине после принятия законопроекта №1313, занимает примерно 10% немецкого рынка энергосбережения в целом (в Германии его называют энергосберегающий контрактинг).

Наиболее показательным примером его реализации специалисты считают проект “Берлинское партнерство по экономии энергии” (разработан Берлинской энергетической агентурой и Берлинским сенатом), реализуемый в ходе общегосударственной программы энергосберегающего контрактинга в общественных зданиях Германии.

В его рамках проводится термомодернизация клиники Vivantes Wenckebach общей стоимостью более EUR2,44 млн. Первоначальные затраты клиники на энергию составляли EUR808 тыс. в год (в законопроекте №1313 такие затраты определены как “базовые”).

После проведения энергоаудита был определен перечень мероприятий, в который вошли установка отдельной когенерирующей мини-электростанции, оптимизация и модернизация систем вентиляции, отопления и освещения. Кроме того, был утеплен потолок верхнего этажа.

При этом исполнитель гарантировал заказчику экономию энергии в 39,6% по сравнению с первоначальными затратами и сокращение выбросов углекислого газа на 1,8 т в год. Срок действия контракта — 12 лет (в законопроекте №1313 предусмотрен срок договора ЭСКО-контрактинга в 10 лет). На протяжении этого времени заказчик (т.е. клиника Vivantes Wenckebach) будет просто выплачивать энергосервисной компании определенную долю от сэкономленных денег.

Что такое перфоманс
Практика ЭСКО-контрактинга (или перфоманс-контрактинга) появилась в ЕС, США и Канаде в начале 1980-х годов, когда некоторые фирмы, специализирующиеся в области энергосбережения, предложили своим клиентам новую схему финансирования проектов.

По этой схеме все текущие затраты на энергоэффективную модернизацию можно оплачивать за счет будущей экономии средств на оплату тепловой и электрической энергии. Основным ее достоинством стало разделение рисков между заказчиками и энергосервисными компаниями (названными ЭСКО). Схема получила название Energy Performance Contracting.

О дополнениях в законопроект

Денис Мироненко,
директор департамента “Автоматизация и безопасность зданий” ДП “Сименс Украина”:

— В целом, мы позитивно оцениваем перспективы ЭСКО-контрактинга в Украине. Как показывает мировой опыт, данный подход позволяет привлечь средства в реализацию энергоэффективных технологий и сократить потребление энергоресурсов в жилищно-коммунальной сфере.

Но, на наш взгляд, законопроект №1313 может быть дополнен некоторыми важными положениями. В частности, в документе не предусмотрена проверка данных о расходах на топливно-энергетические ресурсы, которые предоставляет заказчик услуг энергосервиса независимому энгергоаудитору. Между тем есть причины, по которым реальные расходы могут отличаться от данных, которые предоставит заказчик.

Во-первых, существующая в бюджетных учреждениях система учета электрической и тепловой энергии крайне несовершенна. Во-вторых, нужно учитывать и возможное желание должностных лиц искусственно занизить реальные показатели потребления в целях сокращения расходов по энергосервисным договорам.

Для устранения этих проблем закон должен устанавливать определенные обязательства заказчика по определению базового уровня потребления топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунальных услуг, а также методику расчета этих показателей.

Кроме того, для сокращения расходов на топливно-энергетические ресурсы может потребоваться существенная энергомодернизация здания и инфраструктуры. Имеет смысл предусмотреть создание отдельной государственной программы для привлечения средств на специальных условиях.



Последние новости: