Налогообнажение

Налогообнажение
290
Провозгласив отечественный АПК лидером украинской экономики, правительство Арсения Яценюка с момента своего прихода к власти рьяно ищет возможности привлечь в государственную казну как можно больше налоговых поступлений от аграрных предприятий.

На словах декларируя желание “облегчить” фискальную нагрузку на АПК и “упростить” администрирование налогообложения, на деле правительство в 2015 г., говорят аграрные эксперты,
увеличило налоговое бремя на предприятия отрасли почти в 20 раз (см. “Основные налоговые…” на стр.35).

К сожалению, на этом Кабмин останавливаться не собирается. Весь год он методично напоминал сельхозпроизводителям о планах отменить спецрежим обложения НДС. И, похоже, отказываться от этой идеи правительство не намерено.

Хотя аграрии не устают напоминать властям, что налоговые льготы — это единственный действенный инструмент поддержки украинского сельхозпроизводителя, и их отмена может иметь тяжелые последствия для отрасли. В частности, она сузит инвестиционные возможности компаний, поскольку им придется искать средства не только на капитальное строительство и модернизацию, но и на пополнение оборотного капитала.

Налоговая реформа
В начале сентября Министерство финансов представило концепцию налоговой реформы, которая подтвердила намерения власти отменить налоговые льготы для аграриев. Речь идет о едином налоге и спецрежиме обложения НДС для сельхозпроизводителей.

Минфин предлагает оставить плательщиками единого налога только мелких субъектов хозяйствования, а средний и крупный бизнес перевести на общую систему налогообложения. Что касается спецрежима обложения НДС, то сейчас разница между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом не уплачивается в бюджет, а используется для покрытия производственных нужд.

Украина должна отказаться от этого инструмента налоговой поддержки, так как это остается одним из условий сотрудничества Украины и Международного валютного фонда (в соответствии с “Меморандумом об экономической и финансовой политике”).

Несмотря на то что в Коалиционном соглашении сказано о сохранении льготной системы налого­обложения в АПК до 1 января 2018 г., правительство в Бюджетной резолюции, внесенной в парламент, предлагает уже с 1 января 2016 г. ликвидировать спецрежим налогообложения для аграриев.

Что касается новаций с единым налогом, то они не предусмотрены Меморандумом с МВФ и являются инициативой Минфина. Как неоднократно говорили и премьер-министр, и министр финансов, отечественная аграрная отрасль справится и без налоговых льгот. И г-н Яценюк пенял крупным аграриям, что они, мол, умеют прятать реальную прибыль.

Возможные последствия
Специалисты говорят, что налоговые льготы, по сути, являлись субсидиями, бонусами от государства, поддерживающими конкурентоспособность украинской аграрной продукции. Во многих странах с развитым сельским хозяйством размеры субсидий намного больше, чем в Украине.

Для сравнения: если украинские налоговые льготы обеспечивают субсидии на уровне примерно EUR30 на 1 га, то европейские — EUR270 на 1 га. Поэтому аграрные лоббисты на­стаивают на том, что отмена льготной системы налого­обложения приведет к необратимым последствиям для отрасли и, разумеется, не улучшит ее инвестиционную привлекательность.

В частности, по словам Александра Бакуменко, народного депутата (фракция “Блока Петра Порошенко”), заместителя председателя Комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений, в случае аннулирования спецрежима обложения НДС для аграриев сельхозпредприятия лишатся более 19 млрд грн. оборотных средств, резко сократится объем производства сельхозпродукции, особенно в животноводстве (на 25-30%), что приведет к закрытию многих предприятий и сокращению 60-100 тыс. рабочих мест. Экспортная выручка предприятий АПК при этом будет уменьшаться на $1,5-2 млрд ежегодно.

Как заметил Владимир Клименко, президент Украинской зерновой ассоциации, средства, аккумулируемые на спецсчетах НДС, используются участниками рынка для приобретения технических ресурсов и на самом деле перетекают к западным компаниям в качестве оплаты таковых. Поэтому настойчивость МВФ в этом вопросе непонятна.

Также, по мнению г-на Клименко, отмена спецрежима обложения НДС негативно отразится на компаниях, продающих украинским аграриям качественные семена, средства защиты растений и т.п. Они потеряют интерес к украинским партнерам, поскольку платежеспособность отечественных агрокомпаний резко снизится.

Сейчас Минагрополитики в дискуссиях с Минфином пытается найти компромисс. Прежде всего в вопросе использования аккумулированных сумм НДС на капитальные инвестиции: мол, это позволит поддержать дальнейшее развитие отрасли и обеспечить целевое использование этих денег. Минфин же настаивает на замещении налоговых льгот прямым бюджетным финансированием.

Что, как считают отраслевые эксперты, не гарантирует получения этих средств. Таков, по крайней мере, опыт многих аграриев, сталкивавшихся ранее с бюджетными дотациями. Кроме того, по их мнению, наличие налоговых льгот и их фиксация в Налоговом кодексе позволяет прогнозировать развитие компании на два-три года вперед.

Рассчитывать же на получение выплат из бюджета весьма рискованно, особенно в нынешней ситуации, поэтому планирование деятельности сельхозпредприятий становится больше похожим на гадание.

Хотя есть и сельхозпроизводители, которые более хладнокровно, чем их лоббисты, реагируют на планируемые налоговые изменения. На проходившем 18 сентября Черкасском инвестиционном форуме генеральный директор компании “Нибулон” Алексей Вадатурский сказал БИЗНЕСу:

 “Я против налоговых льгот в аграрном секторе Украины, все должны работать в равных условиях. Наша компания сейчас платит более 300 млн грн. налогов в госбюджет, на каждый гектар — более 3 тыс.грн. Хотя большинство компаний в отрасли такие налоги не платят. При этом все хотят быть богатыми, иметь хорошую инфраструктуру и т.д. Где же все это возьмется, если никто не хочет платить налоги…”.

Основные налоговые изменения для аграриев в 2015 г.
С этого года изменился механизм взимания фиксированного сельхозналога (ФСН), который долгие годы уплачивали фермерские хозяйства. С 1 января 2015 г. бывшие плательщики ФСН стали плательщиками единого налога специальной 4-й группы. При этом ставка единого налога по сравнению с ФСН увеличилась в три раза (см. “Ставки налогов…”).

Изменились и правила оформления прав собственности (пользования) на земельные участки. Для перехода на единый налог 4-й группы обязательно не только иметь в пользовании земельные участки на основании соответствующих договоров аренды, но и зарегистрировать права на владение (пользование) в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество.

Кроме того, с текущего года введена индексация базы налогообложения. То есть с 1 января 2015 г. базой налогообложения является нормативная денежная оценка земли по состоянию на 1 января отчетного года с учетом коэффициента индексации.

Как говорят специалисты, из-за нового порядка индексации коэффициент для разных типов земель вырос в четыре-семь раз, что вкупе с троекратным увеличением ставки налога дало итоговый рост налоговой нагрузки на предприятия в 12-20 раз.
Последние новости: