Отпускная кампания

Отпускная кампания
548
В конце прошлого года территориальное отделение Ассоциации плательщиков налогов в Винницкой области при поддержке Винницкой облгосадминистрации обратилось к Президенту Украины и в Кабмин с официальным письмом, которым располагает БИЗНЕС.

Поводом послужили проблемы во взаимоотношениях предпринимателей и энергетических компаний ПАО “Винницаоблэнерго” и ПАО “Винницаоблгаз”, которые будучи монополистами, фактически устанавливают собственные правила игры на рынке. Вследствие чего с него вынуждены уходить мелкие предприятия, оказывающие услуги по подключению заказчиков к соответствующим сетям.

Собственно, об этом много говорилось на “круглом столе”, проведенном БИЗНЕСом в Виннице в конце 2014 г., когда тамошние предприниматели отмечали, что заниматься бизнесом на газовом рынке региона практически невозможно (см. статью "Винницкий стартап"). По их мнению, такая ситуация сложилась вследствие несовершенства нормативной базы, что позволяет облгазам и облэнерго безнаказанно править бал на рынке.

Суть проблемы
Согласно положению, утвержденному Указом Президента №715 от 10.09.14 г., Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), которая является правопреемником Нацкомиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЭ), обеспечивает прозрачность и открытость в деятельности естественных монополий и способствует развитию конкуренции, в том числе и на рынке природного газа. На самом деле пока выходит наоборот.

Как следует из действующих постановлений НКРЭ №76 и №77 от 31.01.13 г., при заключении и утверждении типовых договоров и расчете платы за присоединение к газовой сети облгазы не только имеют монопольное право на проведение строительно-монтажных работ при оборудовании внешних систем газоснабжения объектов, что предусмотрено профильным законодательством, но и поставлены в привилегированное положение относительно предоставления услуг по оборудованию внутренних сетей заказчиков (включая население).

В то же время, согласно законодательству, оборудованием этих сетей могут заниматься любые операторы, получившие соответствующую лицензию, и таких предприятий в Украине более 3 тыс. “На практике же облгазы вытесняют нас с этого рынка”, — говорит Андрей Погиба, директор компании “Монтажник Украина”. По его словам, для выталкивания мелких операторов монополисты используют один из двух методов.

Первый заключается в том, что облгазы или их управляющие компании создают свои проектно-монтажные предприятия, которые, действуя от имени естественного монополиста, перетягивают на себя весь рынок данных услуг. Например, по словам г-на Погибы, в начале 2014 г. с приходом в ПАО “Киевоблгаз” нового руководства на региональном рынке появилась специализированная монтажная компания с днепропетровскими корнями.

 Благодаря благосклонному отношению руководства “Киевоблгаза” эта компания в течение года захватила около 80% объема услуг на наиболее выгодных объектах в Киевской области, остальное досталось 20-30 активно работающим компаниям. Механика захвата очень проста.

 “Если документы нашей компании согласовываются в служебных кабинетах облгаза неделями, а готовые проекты ожидают резолюции месяцами, то этой фирме все документы оформляются по звонку за несколько дней”, — отмечает Сергей Солодкий, учредитель компании “Ника сервис”.

Помимо этого, по его словам, облгазы при заключении договоров на оборудование внешних систем газоснабжения, как правило, “советуют” заказчикам воспользоваться их услугами при внутренней газификации предприятия. Естественно, делается это по-тихому: обычно намекают, что в случае выбора другого исполнителя услуг у заказчика могут возникнуть проблемы с утверждением проекта. В итоге увеличиваются сроки ожидания подключения к сети и ввода объекта в эксплуатацию.

В целях принуждения заказчиков к принятию “правильного” решения монополисты как раз пользуются несовершенством нормативной базы. Например, согласно типовому договору присоединения к газовым сетям, облгазы имеют право выполнять работы как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц.

Условие, на первый взгляд, вполне логичное. Но проблема заключается в том, что эта норма ограничивает заказчику возможность для самостоятельного выбора подрядчиков, хотя те нередко предлагают более привлекательные сроки осуществления работ за меньшую стоимость.

Ведь в соответствии с тем же типовым договором в случае привлечения постороннего проектанта облгазы имеют право отправить проект на доработку или затянуть процедуру согласования.

Второй метод вытеснения сторонних операторов дает постановление НКРЭ №77. Согласно этому документу, облгазы имеют право не только устанавливать ставки оплаты соответствующих услуг, но и диктовать потребителям, какие типы контрольно-измерительного оборудования, запорной арматуры и других комплектующих использовать (хотя, согласно профильному законодательству, естественные монополисты не вправе каким-либо образом ограничивать использование любого сертифицированного оборудования. — Ред.).

На практике, благодаря данному постановлению, облгазы дают зеленый свет оборудованию определенных производителей, по сути, навязывая продукцию, нередко производимую на предприятиях, которые принадлежат владельцам облгазов.

Что, в итоге, ведет к нарушению хозяйственных связей между монтажными компаниями, работающими не под крылом облгазов, со своими производителями и поставщиками. “Например, если около двух лет назад “Киевоблгаз” рекомендовал нам устанавливать счетчики одного из ведущих мировых производителей приборов учета воды, газа и тепловой энергии, то в этом году начал активно продвигать оборудование другого производителя, не вполне хорошего качества”, — заявляет г-н Солодкий.

Мало того, как считает Игорь Ревякин, заместитель директора по вопросам экономики и финансов Винницкого комбината хлебопродуктов №2, поскольку облгазы вынуждают заказчиков приобретать материалы и оборудование только у них и по явно завышенным ценам, услуги газификации жилищных и коммерческих объектов в последнее время подорожали более чем вдвое.

 “Если до принятия данных постановлений газификация дома, например, обходилась примерно в 8 тыс. грн., то теперь — в 16 тыс. грн. и более”, — поясняет Юрий Захарчук, председатель совета территориального отделения Ассоциации плательщиков налогов в Винницкой области, замечая, что деятельность естественных монополий на этом рынке скажется как на конечном потребителе, так на предпринимателях и местных бюджетах.

По его подсчетам, убытки некоторых предприятий Винницкой области, зависимых от монополиста, могут составить100-450 тыс.грн. в месяц, а их продукция подорожает на 18%. При этом убытки государства, например, при подключении к сетям государственных учреждений или жилых домов могут быть еще большими.

И не только на Винничине. Участники рынка, к примеру, отмечают, что в рамках госпрограммы обеспечения потребителей счетчиками газа до 2018 г. “Львовоблгазу” планируется выделить более 270 млн грн. Массовая установка счетчиков началась в области в 2013 г. При этом предприниматели отмечают, что под видом счетчиков стоимостью около 2 тыс.грн. нередко устанавливаются приборы учета определенного производителя, которые в два раза дешевле.

Подобная ситуация, когда бюджетные средства, грубо говоря, разбазариваются и идут неизвестно куда, по словам предпринимателей, наблюдается и в других регионах. Более того, поскольку контроль качества и выбор оборудования отдан на откуп монополистам, существует вероятность того, что в последующем государство будет вынуждено выделять больше денег на замену части уже установленных некачественных счетчиков на новые.

Основные требования
Предприниматели пробовали найти управу на естественных монополистов путем обращения в правоохранительные органы. Не сработало. “Мы пробовали обращаться в прокуратуру и милицию. Но ни те, ни другие не нашли в действиях монополистов, затягивающих процедуру согласования документов или предоставляющих преимущества определенным компаниям, никаких нарушений.

Поскольку действующее законодательство не предусматривает соответствующей ответственности. На мой взгляд, прежде всего необходимо установить реальные сроки согласования документов и главное — предусмотреть ответственность за их нарушение
”, — считает Сергей Солодкий. Действительно, в данной ситуации ни милиция, ни тем более прокуратура, которая законодательно лишена надзорных функций, ничем не помогут.

Авторы вышеупомянутого обращения считают, что НКРЭКУ обязана отменить постановления №76 и №77, инициировать расследование фактов нарушения монопольного положения и в итоге совместно с АМКУ прекратить практику лоббирования облгазами интересов отдельных компаний, оказывающих услуги монтажа и подключения к газовым сетям, а также недобросовестных производителей оборудования, которые навязывают заказчикам материалы и не очень качественные услуги по завышенным ценам.

Винницкие предприниматели считают, что в ситуацию также должны вмешаться Президент и Кабмин. По их мнению, именно они могут воспрепятствовать дальнейшей приватизации облгазов и взять под государственный контроль энергетическую систему, вплоть до демонополизации облгазов.

Например, путем применения комплекса экономических и законодательных мер по ограничению деятельности монополий и созданию конкурентной среды на внутреннем рынке. При этом такие меры должны быть направлены не против крупных корпораций как таковых, поскольку размер предприятия сам по себе не дает оснований трактовать корпорацию как монополиста, а против злоупотреблений монопольным положением, что будет способствовать развитию среднего и малого бизнеса на рынке природного газа.

Проверенные кадры
Возможно, предпринимателям, работающим на рынке природного газа, теперь будет легче найти понимание у руководства НКРЭКУ: туда пришел человек из бизнеса. Ведь и.о. председателя этой Нацкомиссии назначен Дмитрий Вовк.

Если верить социальным сетям, новому и.о руководителя 24 года, до этого он работал не кем-нибудь, а национальным менеджером кондитерской корпорации Roshen в Москве (РФ). Но опыта работы в отрасли он не имеет, как, судя по всему, и профильного образования.
Последние новости: