Пакетный режим

Пакетный режим
342
Для полного внедрения норм Третьего энергопакета необходима дальнейшая либерализация украинской электроэнергетики и рынка газа

Осталось два месяца до вступления в силу Закона №329 от 09.04.15 г.  “О рынке природного газа”. Эксперты оценивают документ положительно и утверждают, что в целом он соответствует европейским директивам относительно функционирования внутреннего рынка газа.

В частности, Закон предусматривает полное разделение функций на рынке газа, вводит механизмы недопущения влияния добытчиков и поставщиков газа на операторов газотранспортной системы, а самое главное — вводит свободное ценообразование на рынке (см. БИЗНЕС №25-26 от
22.06.15 г., стр.21-23).

По мнению Романа Сторожева, президента Ассоциации “Нед­ропользователи Украины”, Закон разрушит нынешнюю монопольную структуру газового рынка Украины, и доля свободного рынка в течение нескольких последующих лет может увеличиться на 16-16,7 млрд куб.м в год, за которые смогут конкурировать частные газодобывающие компании.

Таким образом, формально Украина выполнила требования Третьего энергетического пакета Евросоюза, который должен был быть имплементирован в 2015 г.

Энергопакет
Впрочем, как показывает реакция экспертного сообщества, Украина находится лишь
в начале долгого пути либерализации газового рынка — ведь даже европейским странам потребовалось около пяти лет для полного внедрения требований Третьего энергопакета.

15 июля в Киеве состоялся сов­местный семинар “Закупки газа и энергетические проблемы Украины”, организованный Европейской федерацией энергетических трейдеров (EFET) и Энергетическим сообществом (ЭС) и посвященный вопросам имплементации норм Третьего энергопакета и либерализации украинского рынка энергетики.

Партнером мероприятия выступила украинская газодобывающая компания Burisma Hol­dings. По словам Вадима Пожарского, советника совета директоров Burisma Holdings, имплементация норм Третьего энергопакета обеспечит бизнесу недискриминационной доступ к хранению и транспортировке природного газа, что является важной частью либерализации рынка.

Чтобы не было впредь таких ситуаций, как в конце 2014 г., когда Секретариат ЭС настаивал на немедленной отмене Украиной ограничений на внутреннем рынке природного газа. Такое регулирование нарушало нормы Энергетического сообщества и нанесло существенный вред репутации нашей страны, говорит г-н Пожарский.

В ходе дискуссии на семинаре глава газового комитета EFET Даг Вуд отметил, что сейчас от украинского правительства потребуется как законодательная, так и реальная поддержка создания свободного рынка газа. В частности, чиновники обязаны противостоять попыткам разового или постоянного вмешательства в работу рынка, особенно в политических интересах.

Необходимо установить жесткие границы допустимого регуляторного вмешательства в действия операторов. Кроме того, г-н Вуд призвал повысить независимость Нацкомиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, а также менедж­мента госкомпаний “Наф­тогаз України” и “Укртрансгаз”.

Кстати, полная независимость государственного регулятора рынка, по словам Яноша Копача, директора Секретариата ЭС, поможет исключить любые злоупот­ребления при формировании ценовой политики. Это одна из главных особенностей Третьего энергопакета.

Сейчас, по его словам, основной задачей является отделение оператора сетей от остальных субъектов. В “Укрэнерго” этот процесс уже прошел. “В обл­энерго, я надеюсь, процесс может быть завершен через год. Мы ожидаем от правительства поддержки в этом процессе, хотим видеть новые доступные источники газа в Украине, либерализацию внутреннего рынка и увеличение внутренней добычи газа”, — отметил г-н Копач.

В конечном итоге внедрение Третьего энергопакета и повышение прозрачности и эффективности газового рынка должно способствовать увеличению инвестиционной привлекательности отрасли. “Основная особенность Третьего энергопакета в части стимулирования инвестпривлекательности газодобывающей отрасли — получение свободного доступа к инфраструктуре и клиентской базе.

Закон о соответствии Третьему энергопакету, закон о регуляторе и сетевой кодекс должны предотвратить потенциальные конфликты интересов производителей, собственников газопроводов и операторов этого рынка. Предусматриваются недискриминационное ценооб­разование, направленное на покрытие издержек производства, а также наличие общедоступной информации о емкости рынка газа и возможности поставок газа на этот рынок”, — рассказал БИЗНЕСу старший банкир ЕБРР Пол Шапиро

В то же время г-н Шапиро отметил, что само по себе соответствие Третьему энергопакету — это важное, но недостаточное условие для создания благоприятного инвестиционного климата для операторов, и оно не влияет на их кредитоспособность. Не менее важны такие факторы, как размер ренты за право разработки недр и налоговый режим в отрасли. “Речь идет о прогнозируемости инвестиционного климата и доверии к государству в целом”, — заключил Пол Шапиро.

Налогообложение
В июле прошлого года, напомним, парламент принял неординарное решение и повысил размер ренты на добычу природного газа с 28% до 55% для скважин глубиной до 5 тыс.м и с 15% до 28% — для более глубоких скважин. Первоначально ставки были повышены на полгода, но 28 декабря 2014 г. ВР приняла Закон №71, и этот размер ренты стал постоянным.

При этом, по данным Александра Домбровского, заместителя председателя Комитета ВР по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности, примерно 70% разведанных запасов газа в Украине залегают на глубине более 3 тыс.м и стоимость бурения новых скважин превышает 10 млн грн.

После повышения ренты общая налоговая нагрузка на компании возросла до 80%, из которых на ренту приходится 55% стоимости продукции. В результате бурение скважин глубиной более 3 тыс.м стало экономически необоснованным (в европейских странах рента не превышает 20%).

В середине июля правительство подало в ВР законопроект №2352а, в котором предусмотрено, что для действующих инвестпроектов с 1 октября 2015 г. ставка ренты снижается с 55% до 29% (скважины глубиной до 5 тыс.м) и с 28% до 14% (глубже 5 тыс.м).

При этом для таких проектов ставка налога на прибыль сохраняется неизменной — 18%. Для инвестпроектов, реализация которых начнется 1 января 2016 г., предусмотрено внедрение европейской рентной шкалы — 20% и 10% в зависимости от глубины разработки.

Как заявила заместитель министра финансов Елена Макеева, “мы рассчитываем, что с введением нового режима налогообложения Украина получит новых инвесторов, что позволит нам увеличивать собственную добычу и поможет сократить объем импорта на 6-8 млрд куб.м в течение следующих пяти лет”.

Последние новости: