Перегазовали

Перегазовали
321
Под давлением доказательств, предъявленных Агентством по охране окружающей среды (EPA) США, 21 сентября концерн Volkswagen был вынужден признать, что программное обеспечение дизельных двигателей некоторых его автомобилей 2009-2015 гг. выпуска могло обманывать систему проверки выхлопных газов, чтобы пройти тесты на экологичность. При реальной же эксплуатации выброс оксидов азота мог превышать установленную норму в десятки раз.

Что произошло и почему
Подозрения в обмане появились более года назад, когда исследователи из Международного совета по чистому транспорту (ICCT; независимая некоммерческая организация) провели дорожные испытания трех автомобилей с дизельными двигателями, до этого успешно проходивших лабораторные тесты: VW Passat, VW Jetta и BMW X5. Результаты оказались шокирующими: у Jetta выбросы окислов азота превышали установленную в США норму в 15-35 раз, у Passat — в 5-20 раз, в норме показатели были только у X5.

После презентации итогов теста EPA начало собственное расследование, в ходе которого в ПО микроконтроллера двигателя был найден участок кода с названием Schalter (переключатель). По положению передних колес, скорости автомобиля, перепаду давления и ряду других показателей ПО определяло, что автомобиль находится на стенде.

И в это время по команде переключателя двигатель переводился в режим с низкой мощностью и чистыми выхлопами. Пока VW признал, что подобные проблемы есть только у 11 млн 4-цилиндровых турбодизелей объемом 2,0 л. Они устанавливались на массовых моделях авто марок VW, Audi, Skoda, Seat, а также поставлялись сторонним производителям — Chrysler и Mitsubishi.

Почему VW пошел на подлог? Эксперты полагают, что причина — в амбициозном стремлении стать мировым лидером по продаже авто. И в достижении этой цели концерну хорошо помогала ставка на дизели. Но чтобы дизель стал массовым, его нужно сделать более дешевым, сохранив мощность. Однако эти требования противоречат друг другу! Вот в VW и попытались разрешить роковое противоречие таким “креативным” образом.

Серийный обман
Случай с VW — отнюдь не уникальный в среде автопроизводителей. Ник Молден, генеральный директор компании Emissions Analytics, утверждает, что за последние четыре года они протестировали 250 европейских дизельных автомобилей. “Лишь пять соответствовали заявленным стандартам”, — рассказывает он.

По данным Британского комитета по климатическим изменениям и ICCT, в среднем у всех брендов новых легковых автомобилей разница в выбросах углекислого газа при проведении тестов в лабораторных и реальных условиях увеличилась с 10% в 2002 г. до 35% в 2014 г. “Систематический обман потребителя практикуется широко и давно”, — заявляет Клаус-Михаэль Шаль из Автомобильного клуба Европы (ACE).

Потери VW и отрасли
Глава VW Мартин Винтеркорн добровольно подал в отставку. Прокуратура Германии ведет расследование, направленное не конкретно против бывшего генерального директора,
а против неустановленных топ-менеджеров VW. Существует угроза уголовного преследования бывшего руководства VW и в США.

Концерну в США грозит штраф в размере $18 млрд — это максимально возможная сумма. Практика показывает, что согласованная с регулятором в США сумма штрафа обычно составляет 10-45% максимальной. VW уже зарезервировал на устранение проблем EUR6,5 млрд.

Но выплаты штрафов — не единственная статья потерь. Вред, нанесенный репутации концерна, может спровоцировать сокращение реализации, а вследствие роста затрат на модернизацию производства дизельных автомобилей может снизиться прибыль.

А еще — выплаты по возможным искам потребителей, потери вследствие смены менеджмента и обесценивания акций. Иски к VW уже зарегистрированы в США, Франции, Германии и других странах. Аналитики называют размеры возможных совокупных потерь немецкого концерна — от EUR23 млрд до EUR120 млрд.

Расследование в отношении не только VW, но и других автопроизводителей уже идет в Германии и Норвегии. В США к нему подключились прокуроры 27 штатов. Отрасли надолго обеспечено пристальное внимание властей.







Последствия для Украины

Действующий в Украине экологический стандарт “Евро-4” разрешает для дизельных двигателей выбросы до 0,25 г/км. Кстати, в ряде тестов VW в США эти нормы были превышены. Однако в Украине органы сертификации не имеют необходимого оборудования для столь жесткого контроля за показателями выбросов в атмосферу вредных веществ.

Поэтому Украина в нынешнем скандале с Volkswagen — просто сторонний наблюдатель, считает Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров.

А Европа уже перешла на экостандарт “Евро-6”. До недавнего времени некоторые европейские производители специально для Украины сохраняли производство “Евро-4”, но в условиях обвала нашего авторынка поддерживать нынешний “Евро-4” или “Евро-5”, на который Украина переходит с января 2016 г., они будут вряд ли. Так что импортерам придется искать дешевые дизельные авто где-нибудь в Азии.

Уроки скандала
  • Независимые контролирующие структуры, являющиеся частью системы саморегулирования рынков, способны действовать эффективно
  • В конкурентной рыночной среде тайное, совершенное даже крупным игроком,в определенный момент становится явным
Николай Кузовов
Последние новости: