Защитный рефлекс

Защитный рефлекс
837
Не за горами посевная, поэтому аграрии озабочены обеспечением средствами защиты растений (СРЗ). И пока одни крупные агрохолдинги заявляют о полной готовности к весенне-полевым работам, а другие намерены импортировать недостающие объемы без привлечения посредников, мелкие и средние фермеры выжидают.

Исторически сложилось так, что решение о покупке СРЗ они принимают в последний момент. И выбирать будут, покупать оригинальные средства или генерики — их копии. Хотя последние дешевле по определению, многие их импортеры в прошлом году отказались от продажи в кредит в связи со сложностями возврата дебиторской задолженности.

К тому же импортеры, приобретая пестициды только на условиях предоплаты, хотят получать деньги в день реализации товара, чтобы не терять на разнице из-за колебаний курсов валют. Ситуацией воспользовались мировые химические компании Syngenta, Monsanto, Bayer и BASF, которые в этом году вывели на украинский рынок инновационные оригинальные СЗР.

А для того чтобы поощрить аграриев покупать их продукцию, которая, естественно, дороже генериков, обещают удерживать цены на приемлемом уровне (см. “Ценовой вопрос” на стр.17).

Чем мотивируют
Парадокс, но аналитики агентства “Инфоиндустрия” отмечают, что, несмотря на “долгоиграющий” финансовый кризис, в Украине растет спрос на инновационные препараты, которые более эффективно борются с заболеваниями растений и обладают дополнительными преимуществами.

Этот интерес всячески подогревают производители СРЗ. “Для любого сельхозпроизводителя важно оптимизировать издержки, повысить рентабельность выращивания, урожайность и качество урожая. Этого трудно достичь без использования инновационных препаратов, а также интеграции современного аграрного опыта в сложившийся уклад ведения хозяйства”, — отмечает Эркин Закиряев, директор по продаже СЗР компании “Монсанто Украина”. Он, впрочем, не скрывает, что многие украинские аграрии весьма консервативны в вопросах защиты посевов.

Возможно, по этой причине мировые производители делают акцент на том, что в нынешних экономических условиях оптимизация издержек аграриев за счет внедрения инноваций становится вопросом выживания сектора. Отсюда своеобразное соревнование между ними, кто предложит больше и лучше.

Например, та же “Монсанто Украина” в текущем году выводит на рынок сразу два инновационных препарата: “Гвардиан Тетра” (селективный гербицид для контроля сорняков в посевах кукурузы) и “Ратчет” (листовой биостимулятор для сои и кукурузы). Компания BASF запускает в 2015 г. такие наиболее инновационные препараты, как “Систива”, “Адексар Плюс”, “Стандак Топ”, “Малахит”.

 Продолжают завоевывать свои ниши “Орвего” и “Альтерно”, а также система Clearfield. В отделе коммуникаций ООО “Байер” (подразделение Bayer CropScience) БИЗНЕСу рассказали, что компания выводит на рынок восемь новых продуктов, среди которых отметили два — новый протравитель для зерновых “Сценик” и инсектицид “Белт”.

Правда, говорить об ожидаемых объемах реализации инновационных продуктов берутся не все химики. В ООО “Байер”, например, заявили, что процесс вывода новых продуктов не останавливается, поскольку обычно для достижения максимальных объемов сбыта инновационного продукта необходимо не менее трех лет. А вот представители компании BASF рассказали БИЗНЕСу, что инновационные препараты постепенно занимают свою нишу на рынке, и с каждым годом их доля увеличивается.

Агрономы, работающие со спецкультурами (садоводы, овощеводы, ягодники), постоянно ищут новые и более эффективные способы решения проблем. Например, в сезон им приходится по 26-28 раз обрабатывать яблочные или грушевые сады противопаршевыми препаратами (парша — болезнь растений, вызываемая грибком.Ред.).

Затраты на обработку составляют EUR1 тыс. на 1 га, что, говорят в BASF, делает выращивание фруктов не очень выгодным. Расчеты специалистов компании показали, что использование различных комбинированных — контактных и системных — препаратов для решения данной проблемы садоводов обходится на 10-15% дороже по сравнению с использованием одного инновационного средства.

Мировые химические компании напирают также на то, что не перекладывают непосредственно на аграриев затраты на разработку и исследования инновационных СРЗ (инвестиции в R&D), а также их регистрацию. Суммы немаленькие: R&D и регистрация нового эффективного вещества обходятся обычно в $200 млн, а сам процесс, включая вывод продукта на рынок, занимает более 10 лет.

Например, аграрный департамент компании BASF, говорят в компании, ежегодно инвестирует около 10% поступлений от реализации в разработку новой агрохимической продукции. Так, в 2012 г. объем инвестиций составил около EUR430 млн, а в 2013 г. — EUR469 млн.

Другой мировой производитель агрохимии, компания Monsanto, по ее же информации, ежегодно инвестирует в R&D инновационных продуктов более $1,5 млрд.

Но эта сумма включает в себя инвестиции как в семенной сегмент, так и в сегмент агрохимии. А у ООО “Байер” такие расходы ежегодно составляют несколько миллионов гривень. При этом наилучший инструмент продвижения инновационных продуктов —
их опытные испытания в хозяйствах. “Хозяйство, как правило, должно само убедиться, что новый продукт дает реальную прибавку урожая или упрощает технологию”, — говорят в отделе коммуникаций ООО “Байер”. А по словам г-на Закиряева, “важно дать аграриям возможность “пощупать” препарат”.

Реакция аграриев
БИЗНЕС поинтересовался, как аграрии относятся к предложениям инновационных СРЗ от международных химических производителей. Эркин Закиряев оказался прав: некоторые сельхозпроизводители все же предпочитают закупать более дешевые генерики.

Тем более что на прошлой неделе парламент принял изменения в Госбюджет-2015, согласно которым на погашение процентных ставок по кредитам аграриям дополнительно будет выделено 300 млн грн. Гораздо более словоохотливыми оказались сельхозпроизводители, которые уже попробовали “настоящие” СРЗ или пострадали от применения некачественных препаратов.

Мы рассматриваем возможность использования препарата “Систива” для ярового рапса, поэтому интересуемся результатами опытов и исследований, которые проводят коллеги с разными сортами культуры”, — поясняет Игорь Фостик, агроном фермерского хозяйства “Калина” (Тернопольская обл.).

При этом фермерское хозяйство располагает также собственными опытными участками, где производят в том числе испытания препаратов. “Без подобных опытов мы не пользуемся препаратами в промышленных масштабах”, — резюмирует г-н Фостик.

Если сравнивать объемы, то оригинальные препараты обходятся дороже генерических, но их цена оправдывается объемами урожая и его качеством”, — говорит Зигмунд ­Лампка, директор и собственник ООО “Лампка Агро” (Хмельницкая обл.).

Он уточняет, что затраты на СЗР в его хозяйстве составляют значительную долю в общих затратах на посевную. “В свое время мы попробовали генерики. Сначала экономили 200-400 грн. на 1 га посевов, а потом недобирали полтонны урожая с этого гектара”, — делится неудачным опытом г-н Лампка.

Ценовой вопрос
Большинство “крупняков” обещают сдерживать повышение цен на свою продукцию и даже предлагают дисконты, привязывая курс доллара к уровню ниже межбанковского. В компании “Байер” заявили, что прилагают все усилия для удержания цены на СЗР на доступном для украинских фермеров уровне.

Хотя не исключают удорожания своей продукции в связи с ростом курса доллара. Как утверждает Эркин Закиряев, разрабатывая тактический план и коммерческую политику на 2015 г., компания исходила из реалий украинского рынка и финансового положения аграриев.

В частности, учитывали экономический спад, девальвацию гривни, низкие цены на основные зерновые и масличные культуры, падение платежеспособного спроса на сельхозпродукцию, а потому не стали усложнять положение украинских фермеров. “В 2015 г. мы не планируем увеличивать цены на СЗР и предлагаем дополнительные скидки для поддержки конечных потребителей”, — обещает г-н Закиряев.

А в BASF провели детальный анализ структуры севооборота на 2015 г. и выявили, какие культуры будут наиболее востребованными. “Руководствуясь полученными данными, мы определили, какие наши технологии и продукты будут иметь наибольший спрос на рынке, и приняли решение снизить цены именно на эти продукты”, — отмечает Андрей Касьян, руководитель отдела продаж компании BASF в Украине, подразделения средств защиты растений.

Таким образом, препараты компании в долларовом эквиваленте подешевели на 10-15% в зависимости от вида продукции. В BASF предусмотрели и “пряник” для своих дистрибуторов — 100%-ное кредитование. Правда, при условии ответственного и полного выполнения ими взятых обязательств.



Последние новости: