Артериальное давление

Артериальное  давление
856

Поддерживать реноме крупнейшего производителя сельхоз продукции Украина сможет, лишь модернизировав оросительную систему страны

В числе приоритетных задач развития отечественного агропромышленного комплекса, от которого власти год из года ожидают значительного роста производства сельхозпродукции, Минагрополитики называет восстановление и развитие мелиоративной системы страны, а в перечне перспективных инвестиционных направлений модернизацию оросительных систем на юге Украины ставит на первое место.

Уже сейчас министерство всерьез озабочено решением проблемы привлечения средств от международных финансовых институтов, в том числе и от Всемирного банка. И даже озвучивались суммы, которые оно пытается привлечь для этих целей, — $0,8-3 млрд. Между тем модернизация системы мелиорации — задача не из простых.

Она требует взвешенных и эффективных решений, основанных на тщательном анализе состояния имеющейся системы в масштабах страны и на том, какой ее хотят видеть украинские аграрии. Именно от этих решений будет зависеть, не станет ли проект очередной аферой по закапыванию и отмыванию денег международных доноров.

Что имеем
Из года в год климатические условия в Украине, как и в других странах, стремительно изменяются, в связи с чем растет потребность в поливных землях. И хотя, как утверждают агрономы, на орошаемых землях урожайность сельхозкультур (в зависимости от вида) увеличивается в 2-3 раза, в стране искусственное орошение используется, мягко говоря, слабо.

Из более чем 40 млн га сельхозземель в Украине сейчас орошаемыми теоретически считаются 1,77 млн га (из 2,2 млн га, которые орошали до обретения Украиной независимости). По данным департамента земледелия и технической политики в АПК Минагрополитики, из имеющихся площадей в орошаемом земледелии не используются 1,4 млн га земли, и только 738 тыс.га можно поливать без дополнительных капиталовложений.

Оросительные системы на 361 тыс.га, по сути, безвозвратно потеряны, и эти земли подлежат списанию и переводу в богарные (земли в зоне орошаемого земледелия, на которых культуры выращиваются без искусственного орошения).

Например, в этом году было полито 460,1 тыс.га сельхозземель. Это при том, что текущий год был слишком маловодным (уровень воды в реках был очень низким).

Собственно, вода поставляется только на те площади, на орошение которых были заключены договоры между сельхозпроизводителями и водохозяйственными организациями, подающими воду. Такие договоры подписываются ежегодно накануне поливного сезона. Заявки на полив подают около 2 тыс. сельхозпредприятий разной величины.

В целом, из всех регионов наиболее эффективно используют орошаемые земли в Херсонской области — 291,8 тыс.га, или 70%, из 426,8 тыс.га. Как говорят специалисты Минагрополитики, это единственная область, которая в течение последних лет полностью поливает подготовленную к работе площадь.

В Одесской области орошаемые земли используются на 19%, в Днепропетровской — на 14%, в Николаевской — на 13%. Но это не означает, что аграрии этих регионов не готовы использовать большие площади поливных земель. Почти все опрошенные БИЗНЕСом респонденты заявляют о готовности при определенных условиях расширять такие участки.

По мнению Егора Коваленко, начальника Херсонского областного управления водных ресурсов, “юг Украины — левобережье Днеп­ра, Приазовье — Запорожская область, Причерноморье — Одесская область, юг Николаевской области — это те регионы, в которых говорить о сколько-нибудь успешном ведении сельского хозяйства без орошения невозможно уже сейчас, а через 10-20 лет, если климатические изменения сохранят такую же тенденцию, и подавно…”.

К слову, эксперты Национальной академии аграрных наук считают, что Украине, чтобы уверенно смотреть в будущее, необходимо, как минимум, 2-3 млн га орошаемых земель.

Причин, из-за которых орошаемые земли используются не в полном объеме, довольно много: и технических, и законодательных, и организа­цион­ных. В частности, инвентаризация украинской оросительной системы показала, что 926 тыс.га сельхозземель не поливаются из-за неудовлетворительного технического состояния инженерной инфраструктуры внутрихозяйственных систем.

Долгие годы оросительная система Украины изнашивалась и разворовывалась. Например, на 660 тыс.га земли отсутствует дождевальная техника. Из 25,3 тыс. дождевальных машин, которые должны обслуживать орошаемую площадь, сохранились только 6,26 тыс. единиц, из которых в рабочем состоянии 5,59 тыс. Кроме того, по данным специалистов Мин­агрополитики, на 122 тыс.га насосно-силовое оборудование внутрихозяйственных систем находится в неудовлетворительном техническом состоянии.

Вопросы собственности
Для орошения земель в Украине в основном используются поверхностные воды. В частности, из Днепра берут воду главные магистральные каналы (их пять; см. “Оросительная система…” на стр.32, 33), которые, в свою очередь, перераспределяют живительную влагу между бассейнами, а дальше вода подается на поля.

То есть оросительная система состоит из магистральных каналов, межхозяйственной и внутрихозяйственных сетей. Магистральные каналы и межхозяйственная сеть находятся в собственности государства, значительная часть внутрихозяйственных систем (на 1,2 млн га) — в коммунальной собственности, и незначительная часть остается на балансе у правопреемников бывших колхозов. На балансе у частных фермерских и коллективных предприятий — системы на площади 524,8 тыс.га (см. “Структура...”).

В советское время оросительная система в Украине строилась так, чтобы использовать ее на единых технологических массивах — землях в рамках одного крупного колхоза или совхоза (около 1 тыс.га). Но после того как земли в стране были распаеваны, эта условная тысяча гектаров перешла в собственность нескольких сотен хозяев.

В результате, как пояснил Егор Коваленко, там, куда пришел крупный арендатор и смог консолидировать земли, проблем нет, а там, где земли у пайщиков по 2-3 га, использовать мелиорацию очень сложно, потому что каждый хозяин хочет эксплуатировать свой пай по-своему.

Если свою собственность на магистральные каналы и межхозяйственную сеть государство закрепило, приняв в мае этого года Закон №388 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно запрета приватизации объектов инженерной инфраструктуры мелиоративных систем и земель государственной и коммунальной собственности, на которых эти объекты расположены”,

то вопросы собственности внутрихозяйственных систем еще предстоит решать. Так как отсутствие эффективных собственников этой части общей системы во многом ограничивает ее использование, сдерживает инвестирование в ее развитие.

Другие причины
Кроме упомянутых причин не позволяют сельхозпроизводителям в полном объеме использовать орошаемые земли и непродолжительные сроки аренды земли. В этом году в рамках дерегуляции минимальный срок аренды сельхозземель увеличили до семи лет (Закон №191 от 12.02.15 г. “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса”).

И, по данным Минагрополитики, сейчас обсуждается вопрос об увеличении минимального срока аренды орошаемых земель до 14-15 лет. Однако аграрии утверждают, что этого мало, поскольку инвестиции в строительство 1 га оросительной системы составляют минимум $3 тыс. И чтобы они окупились, нужно хотя бы 20-21 год.

В свое время (2004-2011 г.) государство поддерживало сельхозпроизводителей, частично компенсируя стоимость электроэнергии, используемой для организации полива на орошаемых землях. Электроэнергия с каждым годом дорожает, однако в последние три года средства для удешевления стоимости электричества для орошения в госбюджете не предусматривались.

 Хотя, как сообщили в департаменте земледелия и технической политики Мин­агрополитики, минис­терство направляло в Минфин предложения предусмотреть бюджетные расходы для компенсации стоимости электроэнергии, используемой для полива сельхозкультур на орошаемых землях, суммарно на 106,5 млн грн., из которых 46,5 млн грн. — для погашения кредиторской задолженности по программе компенсации 2012 г.

Но эти предложения не были учтены, и аграриев лишили и этой минимальной поддержки. Не говоря уже об отсутствии возможности для сельхозпроизводителей привлекать дешевые кредитные ресурсы на восстановление мелиоративной сети.

И все-таки Кабмин не оставляет надежд привлечь инвестиции и реализовать проект. Летом этого года создан Координационный совет правительства по вопросам возобновления и развития систем орошения, призванный разработать стратегию модернизации и развития мелиорации.

Последние новости: