Больнонаемные

Больнонаемные
992

Стоматология, SPA, лечение бесплодия, кардио— и пластическая хирургия, офтальмология, бальнеология — направления медицинского туризма, которые могут успешно развивать отечественные операторы

Медицинский туризм как направление начал активно развиваться в Украине три года назад. Тогда же была создана Украинская ассоциация медицинского туризма (УАМТ). Сейчас в этой сфере работают 70-100 специализированных клиник, ежегодно принимающих 45-50 тыс. иностранцев, львиную долю которых составляют граждане СНГ.

С учетом того, что средний чек для иностранца в украинской клинике достигает $2-2,5 тыс., отечественные заведения зарабатывают на въездном медицинском туризме (лечебный сегмент) $100-125 млн в год. Клиники, оказывающие такие услуги, являются, как правило, узкоспециализированными.

Они располагают современным оборудованием и уникальными методиками. К таким медучреждениям относятся Киевский городской Центр Сердца, несколько онкологических лечебных учреждений — LISOD, “Кибер Клиника Спиженко”, клиники клеточной терапии и др.

Примерно в 1,5 раза больше объем рынка санаторно-курортных услуг (сегмент оздоровительного туризма). Речь идет об оздоровлении в санаториях и на бальнеологических курортах, расположенных в Моршине, Трускавце, Одессе, Миргороде, а также в spa- и wellness-центрах.

Таким образом, общий доход от оздоровительного и лечебного туризма достигает, по экспертным оценкам, $300 млн. Для сравнения: Турция, один из успешных игроков этого рынка, ежегодно принимает примерно 600 тыс. медицинских туристов, зарабатывая на них $4,2 млрд.

Что касается сегмента лечебного медицинского туризма, то он, после некоторого затишья в 2014 г., снова начал расти, о чем свидетельствует увеличение количества клиник, принимающих иностранных пациентов (см. “Количество…” на стр.33). И это, по мнению Виолетты Янышевской, президента УАМТ, дает Украине хорошие шансы занять достойную нишу на мировом рынке медицинских туруслуг.

Почему едут
Специалисты отмечают, что в сегменте платного лечения традиционных заболеваний иностранцев шансов у Украины почти нет. Здесь побеждают западные госпитали, оказывающие больший перечень услуг по системе страховой медицины. Чаще всего поводами для обращения к отечественным медикам становятся стоматологические процедуры, лечение бесплодия с применением репродуктивных технологий, кардио- и пластическая хирургия, офтальмология и др.

Причинами выбора нашей страны нередко являются привлекательные цены, а также лояльное законодательство, применение современных технологий, оснащение клиник современным оборудованием и достаточно высокая квалификация врачей. Большинство медицинских услуг в Украине на 30-50% дешевле аналогичных в Западной Европе, Израиле, США и других странах. Например, если в США процедура искусственного оплодотворения обойдется в $15 тыс., в Великобритании — в $9 тыс., в России — $7 тыс., то в Украине — $6,5 тыс.

В последнее время украинские клиники отмечают повышение спроса на медицинские услуги, не охваченные за рубежом медицинской страховкой (бальнеология, лечение бесплодия и др.). Особенно это касается сферы суррогатного материнства, зарегулированной во многих странах (Испания, Италия, арабские страны и др.). В то же время украинское законодательство весьма лояльно к репродуктивной медицине.

Кроме того, например, метод экстракорпорального оплодотворения (ЭКО, оплодотворение в пробирке) в Украине по успешности сравним с показателями клиник США и Великобритании, где доля успешных операций достигает 40-60% (в России — 20-25%). Дополнительными преимуществами Украины является отсутствие листа ожидания и виз для граждан большинства стран.

Кто едет
До 2014 г., по данным специалистов, ежегодные темпы роста рынка медицинского туризма составляли 10-15%. В связи с благоприятной для иностранцев разницей курсов валют часть клиник ожидали увеличения спроса и в этом году. Однако из-за военно-политических событий некоторые страны внесли Украину в список нерекомендованных к посещению, что, впрочем, не оставило клиники без клиентов.

Юлия Моисеенко, исполнительный директор клиники пластической хирургии и омоложения “Ана Космо”, утверждает, что небольшой прирост все-таки сохранился, он обеспечен преимущественно работниками посольств и бывшими эмигрантами, совмещающими поездки в Украину с аппаратными и хирургическими процедурами.

По словам Виктора Бычкова, директора по маркетингу курортного отеля с лечением “Риксос Прикарпатье”, 95% иностранцев — клиенты из Молдавии, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана и других стран СНГ. Ранее 10-15% клиентуры составляли россияне, но теперь этот поток иссяк. При этом поток из других стран СНГ остался прежним, преимущественно благодаря клиентам старшего поколения, неоднократно посещавшим курорт ранее.

О потере в прошлом году 30-40% клиентов говорит и Ольга Джуман, менеджер по административной деятельности Международной клиники восстановительного лечения (Клиника Козявкина). Причина — РФ “заморозила” гос­программу лечения в Украине примерно 6 тыс. московских детей с церебральным параличом.

Однако клиника восполнила потерю клиентов за счет детей, ожидающих своей очереди в 54 странах. Кроме того, эта ситуация ускорила выход клиники на зарубежные рынки. Чтобы завершить программу с РФ, клиника открыла свой филиал на Кипре, рассчитывая на тамошних иностранных туристов, для которых остров является традиционным или более доступным туристическим рынком, чем Украина.

Что касается собственно европейцев, то их и ранее редко интересовало лечение в Украине. А с началом боевых действий в стране — тем более. Как правило, это единичные клиенты, самостоятельно подбирающие себе украинские клиники хорошего уровня и выгодные цены.

Вместе с тем в последнее время интерес к лечению в Украине начали проявлять граждане Израиля. Там много выходцев из Украины, которые умеют считать деньги и понимают степень локализации боевых действий.

Что дальше
Медицинский туризм в Украине мог бы развиваться значительно быстрее, если бы организация и сопровождение услуг на внешних рынках для большинства клиник не были terra incognita. По словам г-жи Янышевской, в Украине основными каналами привлечения клиентов являются собственный сайт и сарафанное радио.

В результате большинство клиник жалуются на нестабильность потока иностранцев. Президент УАМТ уверена: в вопросе продвижения услуг следует переходить от интернет-партизанщины к более системным решениям.

Например, к привлечению в Украину иностранных провайдеров медицинского туризма, аккумулирующих предложения клиник и специализирующихся на поиске и оказании сопутствующих услуг пациентам (консультации, трансферт, визовая и языковая поддержка, услуги поселения и т.п.). Виктор Бычков считает, что для начала целесообразно провести маркетинговое исследование и выделить заведения, услуги которых не стыдно включить в пул провайдеров.

По словам г-жи Янышевской, такая работа уже ведется. В частности, за три года УАМТ наладила связи с 54 странами и постоянно организовывает семинары, конференции и встречи отечественных специалистов с иностранными представителями медицинского туризма. В сентябре этого года Украину посетили представители более чем 150 медицинских организаций и провайдеров медицинского туризма из более чем 15 стран, многие из которых заключили прямые контракты.

Были высказаны пожелания украинским клиникам начать процесс сертификации услуг по международным стандартам качества. Кроме того, в начале текущего года УАМТ заключила договор с одной из европейских компаний на исследование украинского рынка медицинских услуг. Результаты этого исследования станут дополнительным аргументом для активизации договорных отношений с провайдерами.

Некоторые компании предпринимают самостоятельные попытки организации потока медицинских туристов из-за рубежа. Например, столичная клиника “Илайя” для увеличения объема услуг зарубежным клиентам намеревается в ближайшие полгода создать собственный офис в одной из европейских стран.

Он будет заниматься продвижением методик лечения непосредственно за рубежом. “Так гораздо проще наладить прямой контакт с клиентами, изучить их потребности и найти модель продвижения, которую потом можно масштабировать и перенести на другие рынки”, — поясняет Алексей Шершнев, генеральный директор клиники.

Вместе с тем участники рынка понимают, что составить конкуренцию иностранным клиникам в наиболее освоенных видах лечения будет нелегко. Поэтому упор намерены сделать прежде всего на развитии бальнеологии и инновационных технологий лечения сложных болезней.

Кстати, новые возможности для лечения таких болезней (болезни Альц­геймера, Паркинсона, диабет и пр.) с применением клеточных технологий вскоре может открыть принятие новых лицензионных условий ведения медицинской практики (МОЗ в середине ноября направил их на согласование в Кабмин).

Если они будут приняты, клиники смогут не создавать свои лаборатории, а сотрудничать с другими лабораториями на условиях аутсорсинга и таким образом экономить на издержках. Что также будет стимулировать появление на рынке новых игроков.

Неплохие перспективы есть и в сфере лечения психических расстройств, депрессий и других заболеваний, где у отечественных врачей имеется хороший задел, а на мировом рынке еще нет непререкаемых лидеров.



Последние новости: