Бриз в конце тоннеля

Бриз в конце тоннеля
480

Полный штиль, в который впал яхтенный рынок, лишь по касательной задел самый дорогостоящий сегмент мегаяхт. В итоге пока одни верфи закрываются, работают “в ноль”, перебиваются рефитами или перепродаются за бесценок, гранды рапортуют о рекордных по стоимости и длине лодок сделках

В историю частного судостроения 2003-2007 гг. навсегда войдут как “золотой период”. Сейчас тогдашние объемы продаж кажутся невероятными. Казалось, что обзавестись скоростным катером или яхтой made in Italy считал делом чести каждый, кто уже выплатил ипотеку.

В итоге на Апеннинский полуостров приходилось 30-40% всех заказов. По словам совладельца верфи Azimut-Benetti Джованны Вителли, в 2007 г. оборот всей итальянской индустрии составил $6,2 млрд. Для сравнения: в прошлом сезоне — $2,48 млрд, и это на фоне сохранившейся пропорции долей рынка и четырех лет стабильного роста.

И если большинству секторов экономики удалось вернуться на докризисные тиражи, то лодочная индустрия вот уже семь лет дрейфует при полном штиле.

Казалось, что отрасль выйдет из стагнации уже к 2013-2014 гг., но один за другим случились обвалы цен на нефть и ввод международных санкций в отношении РФ.

А ведь именно ближневосточные и российские предприниматели являлись одними из главных клиентов итальянских, голландских, немецких, британских верфей, специализирующихся на суперъяхтах.

О последствиях мы читаем каждый день: персонал отпущен в бессрочный отпуск, начаты процедура банкротства, внешнее управление, распродажа имущества. Причем закрываются не просто верфи — закрываются лучшие.

Уже пошла ко дну Timmerman Yachts, лебединой песней которой стал 45-метровый “эксплорер” Latitude — один из победителей WSA-2016, главной премии в области яхтенного судостроения. Никак не выкарабкается из проблем именитая ISA, три года назад потрясшая мир квартетом высококлассных лодок — Philmi (43 м), Silver Wind (43,6 м), Forever One (54 м) и Okto (66 м).

Именитая анконская верфь который год не может договориться с кредиторами и проф­союзами. Британский Fairline Boats, уже находившийся под внешним управлением, лишь в последний момент был спасен от банкротства.

Причем сумма сделки составила 4,5 млн фунтов стерлингов, т.е. цену одной “среднестатистической” 40-метровой яхты. Sunseeker — другая британская верфь с мировым именем — из-за финансовых неурядиц стала собственностью пекинской Dalian Wanda Group.

Даже холдинг Ferretti, владеющий семью первоклассными брендами, теперь на 3/4 принадлежит другому консорциуму из Поднебесной — SHIG-Weichai. Согласитесь, тревожный звоночек, учитывая, что Китай, даже не имея доступа к высоким технологиям, уже вышел на 8-е место в мире по производству яхт.

Первый раз
в новый класс

Парадокс в том, что реализация “топовых” лодок не просто стабильна, но и растет неприличными на общем фоне темпами. Так, согласно данным консалтинговой компании Knight Frank Wealth Report, объем сделок в прошлом году увеличился на 40% по сравнению с 2014 г.

Управляющий Benetti Винченцо Поэрьо, бренд-директор Feadship Фарух Нефзи, и маркетинговый директор Oceanco Мишель Фландин в один голос говорят не просто об увеличении количества заказов на лодки длиной более 80 м, но и о зарождении целого класса круизеров, длина которых колеблется в пределах 85-100 м, а автономность достигает 3-3,5 тыс.км.

Так, один из самых успешных трейдеров — агентство Y.Co. — рапортует о двукратном увеличении реализации: год назад монегаски передали своим клиентам 16 суперъяхт общей стоимостью $350 млн.

Причем среднестатистическая длина лодок составила 47 м против минимальных для этого класса 24 м.
“Не думаю, что мы вернулись к уровню продаж, наблюдаемому до 2008 г., — рассказывает о самом успешном для своей компании годе из последних восьми исполнительный директор Y.Co. Чарли Биркетт. —

Но мы приближаемся к нему. По нашим прогнозам, в этом году продажи 100-метровых мегаяхт приблизятся к полусотне”.

Данные медиагруппы Boat Interna­tional частично подтверждают статистику Y.Co., но противоречат выкладкам Knight Frank Wealth Report. По подсчетам британцев, в 2015 г. действительно было продано 16 суперъяхт длиннее 60 м. Но при этом их общее количество сократилось с 412 до 392.

“Да, рынок изменился раз и навсегда, — говорит вице-президент верфи Admiral Tecnomar доктор Франческо Карбоне. — Поэтому давайте забудем о том, что было до 2008 г. Компаниям надо меняться и работать намного больше, чтобы достичь того, что было ранее.

Нам пришлось во многом изменить и мышление, и маркетинговый подход. Повсеместно внедрять ноу-хау в конструировании и в производстве. Но в итоге мы уже третий год демонстрируем рост, не опускаясь ниже 500 м суммарной длины яхт”.

160, 180. Кто больше?
Пока одни подсчитывают убытки, другим не дают покоя габариты “Титаника”. Казалось бы, стандартам роскоши, заданным мегаяхтами Azzam (180 м) и Eclipse (163 м) президента ОАЭ и экс-губернатора Чукотки, ничто не угрожает.

Но не нуждающийся в представлениях дизайнер и конструктор Кристофер Сеймур уже вовсю работает над проектом частного дредноута Double Century, который обойдется в 788 млн фунтов стерлингов и по размаху заткнет за пояс все частные суда.

При длине стального корпуса в 220 м мегаяхта будет располагать девятью палубами, мастер-каютой общей площадью 275 кв.м, восьмью лифтами, кинозалом на 126 мест, тремя бассейнами и двумя вертолетными площадками, способными принять даже 10-тонные вертолеты. Релиз яхты, определение для которой ввиду исключительности ее размеров только придется придумать, ожидается в мае 2018 г.

“Я уверен, что спуск на воду Double Century ознаменует собой новый, принципиально новый этап в истории создания мегаяхт, — отмечает г-н Сеймур. — И мне бы очень хотелось, чтобы оригинальный дизайн и инженерная мысль этой яхты были оценены по достоинству, чтобы она производила впечатление сама по себе, а не благодаря размерам, громкому имени владельца или создателя”.

Что ж, столь циклопические габаритные размеры наверняка позволяют неназванному заказчику надеяться, что в ближайшие годы превзойти Double Century будет крайне сложно, если вообще возможно.

Хотя, скорее всего, “гонка длин” замедлится не ранее, чем будет повержен самый большой из существующих кораблей, 362-метровый лайнер Harmony of the Seas, рассчитанный на 6,2 тыс. пассажиров. Гостеприимство же Double Century ограничится 110 членами экипажа и полусотней гостей.

Сергей Суховский


Последние новости: