Cесть на Cactus

Cесть на Cactus
322

Citroёn снова на правильном пути и делает то, что у него получается лучше всего — нетривиальные авто для эстетов

Автомобили с “двойным шевроном” на радиаторной решетке — редчайший в отрасли символ инакомыслия.Citroёn — не просто наиболее неординарная из выживших марок, это настоящий инженерный экстремист, всегда стремившийся изобрести автомобиль заново. И не боявшийся создавать модели не для всех.

Если за фасадами компаний-конкурентов бушуют битвы между конструкторами и маркетологами, то в Citroёn еще в 1930-е годы путем террора к власти пришли дизайнеры-концептуалисты. С тех пор “шевроны” были впереди планеты всей: дерзкие, стильные, пикантные и как один — немного не от мира сего.

А технологии были столь революционными, что задавали тон всей индустрии. Увы, но ближе к концу ХХ в. галлы загнали сами себя: в погоне за новизной стала страдать надежность, а значит, и конечный потребитель.

Статистика свидетельствовала, что, купив Citroёn в порыве страсти, чаще всего мадам и мсье второй раз на те же грабли не наступали и предпочитали менее харизматичные, но более прагматичные бренды.

Такие, как Peugeot, вскоре выкупивший стремительно обесценивающиеся “шевроны”. Новый хозяин первым делом проредил модельный ряд в целях оптимизации трат. А позже и вовсе стал выпускать свои авто в том числе и под брендом Citroёn.

Сейчас в стане “шевронов” все буквально клокочет: тотальная смена руководства, ребрендинг марки вплоть до вывесок и визиток, возврат в “большие гонки”, новая модельная линейка и собственный премиальный суббренд DS.

И мало кто помнит, что весь нынешний шухер мог и не случиться, если бы восемь лет назад на глобальном стратегическом совещании “практичные” топ-менеджеры убедили семью Пежо по-тихому избавиться от убыточной марки.

К счастью, верх тогда одержали младореформаторы, считавшие, что рынку в адекватных дозах просто необходимы дерзкие, стильные и пикантные. И что Citroёn не должен быть на кого-то похожим.

Ударь меня, если хочешь
Дизайнеры многих других компаний завидуют “ситроеновским” коллегам. Ведь есть от чего впасть в уныние при виде фонтана концептуальных моделей на каждом мало-мальски приличном автосалоне.

И если другие бренды с историей часто тривиально “перепевают” старые “хиты”, галлы стараются не злоупотреблять игрой на струнах ностальгии. Не то чтобы они отказались от своего богатейшего наследия, просто не считают ретро-моду подходящим фоном для революционно новых идей.

Например, таких, как защитные накладки для дверей и бамперов AirBump из термопластичного полиуретана, на разработку которых ушло три года. “Вы защищаете свои смартфоны? — театрально вопрошал на презентации Марк Ллойд, главный дизайнер проекта С4 Cactus.

— Так почему бы не защитить и свой автомобиль?”. По его словам, воздушные капсулы внутри протекторов способны уберечь кузов не только от царапин и сколов, но даже от вмятин при столкновениях на небольших скоростях.

Цвет как приговор
Но протекторат — не единственная добродетель AirBump. Французы не были бы французами, если б не обыграли дизайнерскую составляющую панелей — важнейший стилистический и цвето­образующий элемент “кактуса”.

Помимо черного накладки могут быть песочного, шоколадного и мышиного оттенков. Что в сочетании с кузовной палитрой из десятка цветов позволяет создать композицию, куда точнее передающую индивидуальность владельца самого колючего из семьи “Се-Куатре”.

Но и это не все — вместе с рейлингами на крыше AirBump стал еще и главным “внедорожным” аргументом хэтчбека. По крайней мере, по мнению производителя. Да-да, Cactus на полном серьезе отнесен к отряду кроссоверов и в конкуренты ему определены лучшие из лучших “паркетников”: Nissan Juke, Renault Captur, Suzuki SX4.

Разумеется, подобное позиционирование — от лукавого. Ибо, по очень доброй парижской традиции, полного привода у модели нет и не будет. Да если бы и был — с клиренсом в 133 мм под пластмассовой защитой моторного отсека делать на пересеченной местности нечего.

Ситуацию отчасти могла бы спасти толковая противобуксовочная система вроде Grip Control, которая есть у соплатформенного “кактусу” Peugeot 2008. Или хотя бы более энергоемкие амортизаторы от Citroёn C-Elysee.

Но, увы, в этом локальном сражении (а они идут за каждый креатив) между отрядами дизайнеров, инженеров, технологов и экономистов победила именно экономия. Так что единственный выход сделать езду по нашим неровностям мягче — установить покрышки с максимально высоким профилем.

Стиль требует жертв
Впрочем, чего греха таить — “шевроны” всегда выглядят куда интереснее, чем ездят. А Cactus в этом отношении переплюнул даже своих, ибо восторги по поводу дизайна продолжаются и за закрытыми дверями. Внутри — тонкая грань между футуристичностью и haute couture, словно сел в кокпит концепт-кара.

Салон оригинален во всем: от дверных ручек до формы сидений дивана. Лаконичность приборной панели на грани минимализма соседствует со сложнейшими инженерными решениями вроде Airbag на… потолке.

Ради более вместительного бардачка галлы перенесли пассажирскую подушку безопасности в район солнцезащитного козырька. Зато теперь бардачок (он даже получил имя собственное Top Box) выглядит как кофр — такие крепили ремнями над задней осью карет и первых туристских авто.

В таком же духе выполнены дверные ручки-петли. Может, не так удобно, зато выдержан стиль, да и петли легче, технологичнее и дешевле ручек в производстве.

Вообще, сочетание сукна, велюра, пластика и чего-то не поддающегося описанию и выглядит неповторимо, тактильно приятно, и создает ощущение нахождения в автомобиле бизнес-класса.

Третья — не лишняя
Все возможные регулировки и настройки нашего хэтчбека оцифрованы и “зашиты” либо в 7-дюймовый сенсорный монитор, либо в жидкокристаллическую панель приборов. Отдельное спасибо компоновщикам за то, что вернули инструментарий с середины торпеды на привычное ему место за баранкой.

Несмотря на большие вопросы к алгоритму работы мотора и роботизированной коробки передач, тахометра у “кактуса” нет. Не нашлось ему места ни на одном из экранов. Раньше в таких случаях его или выносили отдельным прибором на торпеду, или по-формульному интегрировали в ступицу рулевого колеса.

Но “робот” ETG даже после апгрейда работает столь нерадиво, что единственным шансом ехать быстрее уставшего велосипедиста было переключение передач подрулевыми лепестками. А без тахометра угадать пиковый момент не так просто.

Поэтому, чтобы со светофора не тормозить всю полосу, 3-цилиндровый моторчик (1200 куб.см, 82 л.с., 118 Нм) необходимо постоянно пришпоривать, продавливая акселератор чуть ли не до асфальта. Так что стихия “кактуса” — вовсе не мегаполисы.

Выходов два: ждать появление “механики” или брать куда более расторопную дизельную версию, к тому же комплектуемую не 5-, а 6-скоростным “роботом”. Разумеется, механическая коробка передач тут же решила бы проб­лему, но до сих пор непонятно, в конце какого года она появится.

Кроме того, с МКП теряется одна из основных “фишек” салона — основательный рычаг стояночного тормоза и трехместный диван а-ля ГАЗ-21 “Волга”. Так по-барски вольготно и мягко было разве что на автомобилях той поры.

Главное — не перепутать органы управления и не попытаться тронуться с помощью кочерги “ручника”, нарочно выполненной в виде Т-образного селектора АКП а-ля американские седаны 1970-х годов.

На самом же деле режимами работы “робота” заведуют три кнопки на консоли — еще один малообъяснимый привет автомобилям Made in USA.

Вес мой — враг мой
Стремление уменьшить массу и цену трудно не приветствовать. Тем более что в случае со столь имиджевым авто игры в удешевление были сродни танцам на минном поле. Вопрос только в том, чем именно придется поступаться, какие неудобства терпеть?

Чтобы сделать корму динамичной, дизайнеры лихо урезали задний дверной проем. Дверные стекла оказались настолько игрушечными, что решено было отказаться от системы опускания, выполнив их приоткрывающимися наружу а-ля форточки.

Профит помимо экономии 1 кг и денег — впечатляющего размера карманы в дверных картах. Вообще, количество салонных ниш, ящичков, полочек почти реабилитирует посредственный (348 л) объем багажника.

В этом отношении самый колючий из семейства “Се-Куатре” — настоящая находка для предпочитающих “все свое возить с собой”. Еще одной жертвой экономии стала возможность трансформации заднего дивана: перевезти крупногабарит можно, только опустив всю спинку.

Зато минус целых 6 кг снаряженной массы. Еще 1,5 кг наэкономили на стеклоочистителях со встроенными форсунками. И вот так, по чуть-чуть, галлы наколдовали 200 кг разницы в сравнении с обычным хэтчбеком С4.

У краха глаза велики
Мы не просто так оставили отчет об эксплуатационных характеристиках напоследок. Ведь их оценка после созерцания сего стилистического фейерверка никак не может быть объективной. Если в двух словах, то вдохновить управляемость “кактуса” может только тех, для кого этот автомобиль — первый.

Да, Cactus без вопросов довезет вас из точки “А” в точку “Б”. И соседи по потоку как минимум полгода будут хрустеть шейными позвонками в попытке разглядеть и само авто, и того, кто в нем сидит. Благо времени у них будет предостаточно, ибо непонятно, что для нашего героя большая гиря — 3-цилиндровый моторчик или роботизированная “механика”.

Переключается она куда раньше ожидаемого и с такой паузой, что успеваешь прикинуть, сколько километров до ближайшей заправки. Так что у особо впечатлительных весь 8,2-литровый Top Box рано или поздно превратится в аптечку с полугодовым запасом валокордина. Ибо призванная экономить бензин система Start-stop глушит мотор не только на остановках перед светофором, но и при разворотах в стесненных условиях.

Соответственно, будь автор этой статьи маркетологом Citroёn, адресовал бы этот хэтчбек не семейным 35-летним, а считающемуся потерянным для автомобилестроителей поколению Y. Это те, кто давно окончил школу, но хэтчбекам, пиву и футболу предпочитают скейты, смузи и бьюти-блоги.

 То есть попробовал бы достучаться до тех, кто завтра вступит в свой самый кредитоспособный период, но до сих пор помешан на гаджетах. Вот им абсолютно все равно, как “Се-Куатре” ведет себя в поворотах, — для них это будет еще один способ самовыразиться.

Пикантный аксессуар, харизматичный гаджет. Для основной же целевой же аудитории наш герой — редкий шанс приобрести за абсолютно вменяемые деньги (от 419,4 тыс.грн.) не банальную тележку для супермаркета, а автомобиль-портал, переносящий всех в светлое ситроеновское будущее, где миром правят эстетизм, праздник и путешествия.

Сергей Суховский

Последние новости: