Чудеса в решете

Чудеса  в решете
1586

Производство решетчатого настила стало палочкой–выручалочкой для украинского производителя металлоконструкций

Украина, как и другие постсоветские государства, в качестве ограждения и настила в промышленном и индустриальном строительстве традиционно применяла исключительно просечно-вытяжной лист, тогда как европейские страны — решетчатый настил.

С началом финансового кризиса развитие в Украине новой ниши стало определяющим для выживания небольшого предприятия — ОДО “Червоноградский завод металлоконструкций” (ЧЗМК). С тех пор эта узкая ниша превратилась в отдельный и перспективный сегмент украин­ского рынка, а решетчатый настил стал основной продукцией завода.

Украинским строителям потребовалось пять-шесть лет, чтобы перенять европейские “традиции” и сформировать полноценный рынок такого настила. Хотя основными потребителями продукции ЧЗМК пока остаются зарубежные клиенты.

Человеческим языком
Просечно-вытяжной лист — цельнометаллическое изделие, которое изготавливается из стального листа путем одновременной просечки и вытяжки.

Решетчатый настил — материал из несущих и покровных стальных полос, соединенных между собой в определенной конфигурации. По способам производства отличают сварной решетчатый настил (изготавливается с применением контактной сварки) и прессованный (выпускается бессварочным методом, путем холодной запрессовки при высоком давлении).

Завод
По меркам промышленности, ЧЗМК является предприятием небольшим и производит почти все виды стальных конструкций — складские и торговые помещения, производственные здания, инженерные сооружения, силосы, бункера и мосты. С 2003 г. завод входит группу Polimex-Mostostal (Польша).

“Естественно, это не могло не наложить отпечаток на стратегию развития завода, — рассказывает Виталий Притула, коммерческий директор ЧЗМК. — Мы начали уделять пристальное внимание приведению производства металлоконструкций к европейскому образцу”.

Начиная с 2005 г., согласно меморандуму между ЧЗМК и материнской компанией, завод вкладывает все заработанные средства в модернизацию. Так, за десять лет освоены 50 млн грн., которые направлены на полное обновление парка оборудования и установку новых металлообрабатывающих линий и станков от мировых производителей.

Продукт
С 2003 г. завод начал выпускать сварной решетчатый настил, а с 2012 г. — прессованный. В качестве сырья предприятие использует металлопрокат МК “Запорожсталь” и Мариупольского
МК им.Ильича.

Первые пять лет ушли на налаживание производства нового продукта, освоение ассортимента, а также на формирование и изучение рынка. Месячные объемы выпуска настила в этот период не превышали 40-50 т, большая часть из которых покрывала потребности материнской компании.

В тот период решетчатый настил не воспринимался всерьез как продукт, который сможет конкурировать с основной продукцией — строительными металлоконструкциями, поэтому и развитие данного направления не форсировали.

Но в 2008 г., когда завод, как и другие предприятия в стране, столкнулся с финансовым кризисом, стратегию продаж пришлось пересмотреть. Металлоконструкции стали низкомаржинальным продуктом, а для небольшого предприятия это могло закончиться плачевно.

 “Поэтому мы начали активно искать новые идеи и новые продукты, которые позволили бы нам не только работать и загружать мощности, но и зарабатывать при этом, — вспоминает г-н Притула. — Таким продуктом для завода стал решетчатый настил”.

Тогда же руководство компании обратило внимание на то, что решетчатый настил имеет ряд несомненных преимуществ и может стать локомотивом для завода. Во-первых, в Европе в промышленном строительстве он является общепринятым товаром и, как показывает опыт европейских производителей, обеспечивает хорошие продажи.

Во-вторых, в Украине на то время его никто не изготовлял. “Не последнюю роль сыграл опыт материнской компании, которая производит данный настил уже десятки лет, — говорит г-н Притула. — Завод мог рассчитывать на ее поддержку”.

Фактически кризисный 2009 г. стал переломным для ЧЗМК: предприятие сосредоточилось на выпуске малознакомого отечественному рынку решетчатого настила, создало целый отдел продаж и отправило первую партию зарубежному клиенту.

Позже выявились еще несколько факторов в пользу выпуска решеток. Благодаря высокой степени автоматизации производства решетчатого настила с одного квадратного метра промплощади завод получал втрое больше продукции — 1,61 т решетчатого настила по сравнению с 0,46 т металлоконструкций.

Новый товар даже стал драйвером продаж других конструкций. “За последние несколько лет можно назвать десяток объектов, где заказчик обращался к нам за решетками, а в результате приобретал еще и металлоконструкции”, — отмечает г-н Притула.

За шесть лет (2009-2015 гг.) производство решетчатого настила выросло почти в семь раз, тогда как выпуск металлоконструкций — всего на 40% (см. “Производство…” на стр.79).

Продвижение
Развивая новый сегмент на ук­раинском рынке, завод сотрудничал с проектными институтами, участвовал в выставках и образовательных мероприятиях. А также проводил имиджевые поставки решетчатого настила заведомо себе в убыток — для рекламы.

“Мы понимали, что меры, направленные на развитие украинского рынка, принесут результаты, как минимум, через несколько лет, — поясняет г-н Притула. — Поэтому начали осваивать традиционные рынки сбыта, в первую очередь — российский”.

На то время, в 2009 г., в России, как и в Украине, кроме ЧЗМК, не было ни одного производителя такой продукции. Поставляли настил на российский рынок импортеры (см. “Структура…” на стр.79).

И главным преимуществом было то, что украинская продукция поставлялась в Россию без таможенных ограничений, в отличие от европейской, которая облагалась импортной пошлиной в размере 15%.

Но были и сложности — это высокое качество и широкий ассортимент европейской продукции (ЧЗМК в 2009 г. выпускал лишь 10% ассортимента европейских производителей), а также необходимость отсрочки платежа в 30-45 дней.

“В общем, — говорит г-н Притула, — 2009 г. ушел на знакомство с рынком, а уже в 2010 г. мы смогли продать в РФ на 50% больше решетчатого настила, чем в Украине”.

К началу 2016 г. Червоноградский завод стал лидером на российском рынке с долей в структуре импорта решетчатого настила в 27% (см. “Структура…” на стр.79).

Правда, обострение торговых отношений Украины и России в 2014 г. негативно отразилось и на объемах сбыта завода. По итогам 2014 г. экспорт решетчатого настила в Россию сократился на четверть по сравнению с 2013 г. — до 2,3 тыс.т (см. “Поставки…” на стр.79).

“Наши проверенные партнеры просто отказывались с нами сотрудничать, поскольку не было понятно, как будут развиваться отношения между странами и не закроют ли в любой момент границы”, — сетует г-н Притула.

В этом году менеджмент ЧЗМК намерен более плотно освоить рынки стран ЕС, уменьшив таким образом долю РФ в структуре сбыта с 48% до 35-40%.

Перспективы
Собственно, ЧЗМК имеет опыт экспорта своей продукции в Европу. Более того, за последние пять лет предприятие расширило географию поставок до 11 стран, включая Польшу, Францию, Италию, Чехию и Словакию.

Экспорт решетчатого настила в страны ЕС с 2013 г. увеличился в четыре раза и в 2015 г. составил 1,2 тыс.т. “В этом году мы рассчитываем нарастить поставки решетчатого настила в европейские страны вдвое по сравнению с 2015 г.”, — делится планами г-н Притула.

И это касается не только настила. По состоянию на начало 2016 г. уже подписаны новые контракты на поставки 450 т строительных металлоконструкций (без настила).

К преимуществам европейского рынка следует отнести его огромный спрос на металлоконструкции. В частности, рынок решетчатого настила ежегодно увеличивается на 3-5%, а все мощности европейских производителей полностью загружены (см. “Рынок…”).

В то же время “минусы” европейского рынка более существенны по сравнению с “минусами” рынка России. Это прежде всего требование высокого качества и жесткие стандарты. Кроме того, в Европе тоже приходится работать на условиях отсрочки платежа, которая может достигать 60 дней.

Помимо европейского перспективным остается и внутренний рынок, где предприятие занимает долю в 75-80% (остальное — им­порт). В 2015 г. завод отгрузил ук­раинским потребителям 1,7 тыс.т
решетчатого настила, что в 2,5 раза больше, чем в 2014 г. (см. “Поставки…” на стр.79).

Причем объем отечественного рынка решетчатого настила увеличивается благодаря не росту объемов строительства в стране, а вытеснению конкурентного продукта — просечно-вытяжного листа.

“Несмотря на то что объемы строительства могут сокращаться, рынок решетчатого настила в Украине ежегодно будет увеличиваться на 15%”, — прогнозирует г-н Притула и уверяет при этом, что в ближайшие пять-шесть лет заводу удастся минимум в два-три раза увеличить объемы производства.

“Пока у потребителей еще сохраняется стереотип, что решетчатый настил — дорогой продукт по сравнению с просечно-вытяжным листом”, — отмечает Виталий Притула.

Но так как он легче и требуется его меньше, под него не нужно возводить несущие балки, его монтаж прост, 1 кв.м перекрытия из настила стоит столько же, сколько 1 кв.м перекрытия из листа.

Главное же преимущество решетчатого настила — его долговечность. Завод предоставляет гарантию на оцинкованный решетчатый настил на 30 лет без дополнительного подкрашивания.

Что же касается просечно-вытяжного листа, то он нуждается в регулярном обслуживании (покраске или замене), что приводит к дополнительным расходам на его эксплуатацию. Это подтверждают и конечные потребители решетчатого настила.

В частности, представитель маслоэкстракционного завода ЧП “Олияр”, который строился в 2011-2013 гг. из металлоконструкций ЧЗМК, рассказал БИЗНЕСу, что на этапе проектирования завода возник вопрос, из каких материалов делать междуэтажные перекрытия.

Вариантов было несколько — бетон, просечно-вытяжной лист и решетчатый настил. “Исполь­зование бетона привело бы к удорожанию работ, связанных с перекрытием (ввиду увеличения прочности металлоконструкций (металлоемкости), оборудования опалубок и армирования), примерно втрое.

К тому же сроки завершения строительства завода увеличились бы на семь-восемь месяцев”, — вспоминает Богдан Затварский, заместитель директора ЧП “Олияр”. При этом от использования просечно-вытяжного листа предприятие также отказалось.

 “Просечка” прогибается, ржавеет, а ее монтаж требует дополнительных балок в металлоконструкциях и большого количества сварочных работ, — рассказывает г-н Затварский. — Решетчатый настил жестче и безопаснее, чем просечно-вытяжной лист.

Использовав решетчатый настил, мы значительно сэкономили на проекте и получили 30 лет гарантии на эти перекрытия. К тому же решетчатый настил выглядит презентабельнее и современнее по сравнению с “просечкой”. А при необходимости его очень удобно и быстро демонтировать, чтобы заменять поврежденные сегменты”.

Расширение
Освоение новой ниши привело к тому, что в прошлом году завод столкнулся с нехваткой произ­водственных мощностей. “У нас есть заказы, но мы не можем их выполнить в требуемый срок из-за полной загрузки или отсутствия необходимого ассортимента”, — рассказывает г-н Притула.

Поэтому до августа 2016 г. завод планирует построить и ввести в эксплуатацию новые производственные площадки для выпуска настила.

По данным предприятия, новые цеха позволят на 20% увеличить объем производства настила и на 30% расширить ассортимент данной продукции. В строительство цеха потребуется вложить 5-7 млн грн., еще 10 млн грн. — в оборудование.

Если этот проект реализуют, то продажи завода в 2016 г. превысят 10 тыс.т металлопродукции, в том числе решетчатого настила — 7 тыс.т.

Сроки окупаемости на самом предприятии оцениваются в два-три года при сохранении нынешних объемов сбыта.

Рынок решетчатого настила в ЕС
Страны Евросоюза ежегодно потребляют 200-250 тыс.т решетчатого настила, 60% из которых производится в Германии и Польше. Причем все производители работают на пике возможностей, так как спрос ежегодно увеличивается на 3-5%.

Среди крупнейших — компании полного цикла производства: Termal, Staco, Kraty Mostostal Krakow, Polimex-Mostostal (все — Польша) и Meiser, Lichtgitter (оба — Германия). Есть и компании поменьше, которые закупают заготовки у этих игроков, производят из них настил и оцинковывают его.

К последним относятся JK Technic (Франция) и Gridiron (Италия). Они больше фокусируются на своих локальных рынках.

Последние новости: