Даешь триллион

Даешь триллион
628

Выторг субъектов розничной торговли вплотную подобрался к 13—значной гривневой отметке. Эквивалент этой суммы замаячил и у экспортеров с импортерами

Оборот розничной торговли в 2015 г., по официальным данным, упал на 21,4% (за январь — ноябрь, по сравнению с показателем за аналогичный период 2014 г., в сопоставимых ценах, в национальной валюте).

Это наихудшая динамика оборота в отечественном ритейле за последнее десятилетие. Во время предыдущего кризиса, в 2009 г., проседание было лишь на 16,6% (см. “Падение…” на стр. 39).

Ритейл и опт
Розничные предприятия, базары и физлица-предприниматели, по оценкам Госстата, за 11 месяцев 2015 г. так и не наторговали на триллион — выторг составил лишь немногим более 918 млрд грн.

Но если показатели за декабрь не окажутся ниже среднемесячных за нынешний год, то по итогам 2015 г. ритейл наконец-то достигнет заветной отметки в 1 трлн грн., к которой он подбирается уже несколько лет.

Несколько лучше обстоят дела в оптовой торговле. Здесь оборот предприятий за январь — ноябрь 2015 г. в сопоставимых ценах упал лишь на 13,3%, да и абсолютный его показатель уже превысил 1,07 трлн грн.

Отмечают исследователи и рост доли неорганизованной торговли в разгар нынешнего кризиса. В структуре розничного товарооборота, по оценкам компании EY, на долю такой торговли уже приходится более 53%.

В целом же, с учетом инфляции, а тем более валютных курсов, результаты, достигнутые во внутренней торговле, — это огромный шаг назад. Так, по расчетам БИЗНЕСа, оборот розничной торговли в долларовом исчислении в 2015 г. обвалился аж на 40%, до $45,9 млрд (против $76,1 млрд за 2014 г., см. “Оборот…” на стр. 38).

Примерно такое же падение выторгов фиксируют в среднем торговые сети и поставщики и в натуральном выражении. Еще более удручает торговцев тот факт, что у подавляющего большинства из них падает рентабельность торговли — таковых уже более 80%.

На 2016 г. ведущие ритейлоры и отраслевые эксперты, опрошенные БИЗНЕСом, особых улучшений не предвидят, причем в торговле как FMCG-продукцией, так и товарами более длительного пользования (подробнее — см. стр.40-43).

При этом практически все специалисты и участники рынка предстоящие результаты своей деятельности прогнозируют в прямой зависимости от характера военного конфликта на востоке Украины.

Если военно-политическая ситуация там окажется замороженной (подобно нынешней), то, по прогнозам наших экспертов, ритейл по итогам 2016 г. сможет показать результат не хуже прошлогоднего — около $46 млрд.

Примечательно, что и по данным блиц-опроса, проведенного EY, рынок ритейла в 2016 г. практически останется на позициях прошлого года. Большинство респондентов (каждые четыре из десяти) ответили организаторам опроса, что изменение объема рынка не превысит 5% (см. “Прогнозы…”).

В этой ситуации немало ритейлоров уже склоняются к мысли о необходимости географической экспансии за пределы Украины. По данным EY, такого мнения придерживаются 75% игроков.

Причем 40% считают, что целесообразно выходить на рынки стран Евросоюза. И, насколько нам известно, некоторые уже от слов переходят к делу.

Внешняя торговля
Ситуация в торговле с зарубежными партнерами несколько лучше, нежели во внутренней, но ненамного.

За январь — ноябрь 2015 г. экспорт товаров сократился, по данным Госстата, на 30,9%, а импорт — на 31,2%. Соответственно, до $34,5 млрд и $34,3 млрд. Темпы падения внешней торговли
в нынешнем году оказались на 9 процентных пунктов меньшими, нежели отечественного ритейла.

Обобщая прогнозы специалистов по внешней торговле и отраслевых экспертов, имеем
основание предположить, что обвал во внешней торговле в нынешнем году закончится.

В целом объемы экспорта и импорта товаров и услуг по итогам 2016 г. могут даже оказаться несколько большими, нежели в 2015 г.

Главной предпосылкой к этому являются робкие прогнозы специалистов и профильных организаций по наращиванию объемов производства в некоторых отраслях промышленности, титанические усилия предприятий в стремлении заработать хоть немного твердой валюты, а также низкая сравнительная база 2015 г.

В итоге и экспортеры (как и импортеры) смогут за год приблизить совокупную выручку к эквиваленту 1 трлн грн. (см. “Экспорт…”).

Последние новости: