День за дном

День за дном
285

Некоторые сегменты рынка услуг надеются “всплыть” с кризисного “дна” первыми

Статистическая информация о рынке услуг может показаться вполне благополучной. Обнародованные данные за январь — сентябрь 2015 г. в сравнении с показателями аналогичного периода 2014 г. свидетельствуют о том, что этот рынок в денежном выражении вырос почти на 35%.

Однако такие цифры вряд ли кого-нибудь в стране введут в заблуждение. Ведь только официальный уровень инфляции в прошлом году составил 43%, реальный же гораздо выше. Так что со всей уверенностью можно констатировать — кризис не обошел и эту сферу. Эксперты же не сомневаются, что сокращение рынка услуг в 2015 г. составило 30-50%.

Тем более что Госстат в своих данных отражает только показатели юрлиц и не учитывает предпринимателей-физлиц, которых довольно много в сфере услуг и численность которых в прошлом году ощутимо проредил кризис.

Тем не менее те же опрошенные БИЗНЕСом респонденты уверяют, что к концу 2015 г. появились признаки оживления рынка. Правда, происходит оно по-разному и не у всех.

Если в одних сегментах предприниматели продолжают жаловаться на отсутствие клиентов и предпочитают пережидать неблагоприятные времена, то в других, наоборот, пытаются развиваться, пере­ориентироваться на иные услуги, создавать новые виды услуг и т.д.

К тому же в этом виде деятельности очень много точек приложения сил, а порог вхождения в бизнес гораздо ниже, чем в производственной сфере. Поскольку рынок услуг достаточно велик, БИЗНЕС решил рассмотреть два его сегмента, которым присущи разнонаправленные тренды.

Например, наиболее денежноемкий сегмент логистических услуг интересен тем, что в новом году его, скорее всего, ожидает структуризация, и делить оставшийся пирог будет меньшее количество игроков.

А вот наиболее инновационный сегмент IT-услуг и ПО, похоже, ожидает появление новых участников. Этот тренд будет также характерен для всей “густонаселенной” сферы профессиональных услуг, оказываемых преимущественно физлицами. Эксперты полагают, что в 2016 г. количество желающих заработать в этой сфере будет увеличиваться. Жить ведь как-то надо.

Складская и транспортная логистика
Лидерство по объемам реализованных услуг за указанный период по-прежнему удерживают транспортная и складская логистика, почтовая и курьерская деятельность. На эти сферы
в январе — сентябре 2015 г. пришлось около 46% объема рынка, хотя годом ранее — около 37%.

Показательно, что львиную долю этих денег заработали логистические операторы и автомобильные перевозчики. В прошлом году грузовладельцы и грузоотправители уменьшили присутствие на российском рынке и стали активнее переориентироваться на рынки стран Европы, а также Турции, Израиля и некоторых стран Азии, где тарифы на перевозки выше.

Кроме того, в связи с боевыми действиями на востоке Украины в Днепропетровской, Харьковской и Запорожской областях были созданы крупные складские и логистические центры. Что заметно упорядочило и оживило перевозки строительных материалов, продовольствия, запчастей, техники и прочих грузов для зоны АТО.

По словам перевозчиков, в этом году, скорее всего, объемы перевозок будут увеличиваться именно на этих ключевых направлениях. А торговля с Россией, которая отменила беспошлинный ввоз украинской продукции и ввела эмбарго на некоторые виды товаров, будет сокращаться и далее. Что, естественно, скажется на объемах услуг.

“Вернуться к объемам 2013 г. нам, конечно, не удастся, но выйти на объемы прошлого года вполне реально”, — полагает Андрей Высоцкий, заместитель директора транспортной компании “Орбита”. Правда, заработать на этом рынке смогут отнюдь не все.

Во-первых, 9 декабря 2015 г. вступили в силу новые лицензионные условия хозяйственной деятельности в сфере автомобильных грузовых и пассажирских перевозок, которые часть перевозчиков не сможет выполнить, поэтому количество последних может сократиться на 15-20%.

Во-вторых, в случае принятия уже одобренного Кабмином законопроекта “О приведении законодательства Украины в сфере автомобильного транспорта в соответствие с актами Европейского Союза” и возврате технического осмотра автотранспорта около 40% грузовых автомобилей и 30% автобусов, не соответствующих стандарту экологичности двигателя Евро 4 и более строгим, в течение 2016 г. сойдут с дистанции.

Что, по мнению Валерия Черненко, председателя Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Киевской области, положительно повлияет на ценовую политику и повысит рентабельность оставшихся предприятий с 5-10% до 30-50%.

Что касается мелких предпринимателей, желающих остаться на рынке, то, по словам частного перевозчика Валерия Осадчего, они будут инвестировать в новые автомобили и кооперироваться с лицензиатами, предоставляя им свою технику в аренду. В целом, участники рынка надеются, что объем предоставляемых услуг в этом сегменте сохранится на уровне 2015 г.

Инновационный вектор
Рынок высоких технологий, обвалившийся в прошлом году вследствие стремительного сокращения продажи “железа” (на 46% по сравнению с 2014 г.), в 2016 г. обещает ожить (см. также стр.49, 50). И прежде всего сегменты IT-услуг, падение в котором в прошлом году, кстати, было меньшим (29%), и ПО (32%).

По мнению Владимира Позднякова, руководителя украинского офиса исследовательской компании IDC, внутренний рынок ПО в новом году вырастет на 12%, а IT-услуг — на 17%. При этом основной рост обеспечат два ключевых направления.

Первое — это разработка программных продуктов, ориентированных на защиту коммерческой информации, безопасность передачи данных, и реформа в государственных органах, которые постепенно переходят на электронный документооборот, отчетность и онлайн-услуги населению.

Что касается второго направления, то речь идет о так называемых шеринговых интернет-сервисах, оказывающих посреднические, информационные, маркетинговые услуги предпринимателям и их конечным клиентам.

Если ранее этот сервис использовался крупными профессиональными сообществами в сфере туризма, услуг гостиниц, такси, аренды помещений, теперь он начинает распространяться на более мелкие и разобщенные профессиональные сообщества ремесленников.

Что позволяет пользователям этих сервисов заключать сделки, делиться, арендовать, одалживать, продавать или дарить товары и услуги напрямую. Сейчас в Украине хорошо известны такие сервисы, как Airbnb, Uber, “Метнись кабанчиком”, BlaBlaCar и др., которые из старт­апов и мобильных приложений превратились в сервисы мирового уровня.

По словам Алексея Лазоренко, руководителя сервиса BlaBlaCar, за последние несколько лет его компания вложила в развитие более $110 млн и в 2015 г. вышла также на рынки Индии, Венгрии, Хорватии, Сербии и Румынии. В планах — освоение рынков Латинской Америки.

Успехи коллег заразили других участников рынка. В прошлом году, например, в Киеве запустили не менее десяти проектов таких сервисов (“Тона”, GiveMeALift, GatherCar, XOdesign, “Хата на НГ ”и др.), ориентированных на услуги грузовых, пассажирских перевозок, аренду и ремонт квартир, услуги дизайна и т.д.

В этом году данные сервисы намерены развиваться в других городах. Поскольку в Украине отсутствует какое бы то ни было регулирование этой деятельности и остановить этот бум невозможно, в этом году, по словам специалистов, количество подобных сервисов утроится.

 В результате представители традиционного бизнеса (дизайн-студии, юридические компании, различные агентства, салоны, риелторы и т.п.) могут столкнуться с появлением новых агрессивных онлайн-игроков и целой армии фрилансеров, которые начнут предоставлять эти услуги и отбивать клиентов.

С ростом количества пользователей онлайн-сервисов мелкие предприниматели и ремесленники будут оказывать услуги населению и физлицам, а более крупные игроки преимущественно сконцентрируются на услугах коммерческим структурам (сейчас они составляют 74%).

Последние новости: