Догнать и наверстать

Догнать  и наверстать
519

Мобильная связь следующего поколения позволит активно внедрять в Украине smart-решения и даст толчок развитию интернета вещей

Украина на 15 лет опоздала с внедрением технологии мобильной связи третьего поколения — 3G. Но если учесть, что три ведущих мобильных оператора — “Vodafone Украина”, “Київстар” и lifecell — подключать услуги 3G начали всего полтора года назад, можно сказать, что совершен настоящий технологический прорыв.

Связь третьего поколения доступна уже на 40% территории страны, а количество ее абонентов достигает 18 млн.
Но уже через год, в декабре 2017 г., должен состояться тендер на частоты для предоставления связи в формате 4G (LTE). Фактически оба формата будут внедряться чуть ли не одновременно.

Перспектива
С какой скоростью 4G будет внедряться после выдачи лицензий, предсказать сложно. Но скорость распространения связи третьего поколения показала, что абоненты уже имеют на руках парк устройств (смартфонов), поддерживающих современные стандарты.

Кроме того, операторы провели и “ментальную” подготовку, постепенно заменив тарифные планы и уходя от ранее популярной посекундной тарификации. Новые тарифные планы стимулируют абонентов пользоваться интернетом, а в самой сети уже достаточно сервисов, рассчитанных на 4G (например, потоковое видео).

По мнению специалистов компании Ericsson в Украине, украинские мобильные операторы изначально выбрали верную стратегию — при модернизации старых сетей и развертывании 3G использовалось мультистандартное оборудование. Иными словами, технологически сети к четвертому поколению уже готовы.

Но нужно учесть, что формат LTE — это не просто высокая скорость передачи данных. Прежде всего сети 4G предоставляют возможность для реализации принципиально новых решений — “умных” городов, транспорта, точного земледелия и т.п. Отчасти эти задачи можно решать, имея и 3G, но вот к интернету вещей (IoT) они адаптируются плохо.

Мировой тренд
По прогнозам, к 2022 г. в мире будет до 30 млрд активных гаджетов. Из них 18-20 млрд не будут “привязаны”
к людям — это и есть будущий объем рынка IoT.

Для эффективной работы технологий IoT и концепции m2m (machine-to-machine) нужно нечто большее, чем скорость работы сети. Парадокс в том, что впервые в истории телекоммуникаций на первое место выйдут такие показатели, как надежность сети и время задержки при передаче данных.

Собственно, этим требованиям отвечают сети следующего поколения — 5G, которые будут стандартизированы в мире до 2020 г.

И, опять-таки, базой для их внедрения является технология LTE. Если Украина через год начнет внедрять связь четвертого поколения, у нее появится шанс полностью ликвидировать существующее технологическое отставание.




Топ-5 направлений развития телекоммуникационной отрасли

1. Цифровой контент
Индустрия развлечений будет востребована всегда, но форматы и способы доставки изменятся радикально. sms- и голосовые контент-услуги останутся в прошлом.

Ближайшее будущее — за видео- и аудиоконтентом, а более отдаленное — за дополненной и виртуальной реальностью. В перспективе трех-пяти лет с развитием сетей 4-го и 5-го поколений абонентам станут доступны услуги дополненной и виртуальной реальности, которые потребуют девайсов следующего поколения (шлемы виртуальной реальности, линзы или похожие устройства).

2. Бесплатные мобильные услуги для абонентов
Как показывает опыт глобальных медиагигантов Google и Facebook, некоторые виды услуг можно предоставлять, не взимая денег с клиентов, а предлагая партнерство b2b-компаниям.

В Украине, как и везде в мире, есть немало людей, которые, например, с удовольствием возьмут продукт (услугу) бесплатно в обмен на просмотр рекламы или если ее оплатит третья сторона.

Многие интернет-магазины, банки и другие сервисные компании очень заинтересованы в этом, поскольку это даст им конкурентные преимущества. Модель бесплатного доступа к контенту в обмен на просмотр рекламы тоже не за горами.

3. BigData
Операторы обладают массивами уникальных данных, которые по уровню точности и детализации не уступают данным Google. С их помощью можно создавать бесконечное множество индивидуальных продуктов для b2c- и b2b-клиентов.

В отношении частного клиента самое простое применение больших данных, которое лежит на поверхности, — таргетирование рекламных предложений. Возможности здесь безграничны. Это и “умный” город, и грамотное развитие инфраструктуры, и оптимизация бизнеса, и повышение качества жизни.

4. Мобильные финансы
Онлайн-платежи уже не обходятся без участия смартфона. Учитывая кризис в банковской сфере и уровень доверия к банкам, у смартфона, точнее — у операторов, с гигантской клиентской базой и большой экспертизой в области связи, очень хорошие шансы в этой игре.

“Кошелек” будет интегрирован в мобильный, что обеспечит возможность покупать любые товары и услуги в дополнение к услугам связи. Еще одна услуга — международные переводы. Смартфон может стать не только удобным платежным инструментом, но и личным идентификатором.

Тут речь идет не только о расчетах, но и о развитии электронных административных услуг: из очередей люди постепенно переместятся в интернет.

5. Интернет вещей
Уже в ближайшем будущем устройств, подключенных к интернету, будет во много раз больше, чем людей. Соответственно, для операторов открывается новый гигантский по масштабам рынок для предоставления услуг. Бизнес-модели возможны самые разные.

Самая простая — продажа интернет-трафика. Далее идут “коробочные” решения “устройство — услуги связи”, например браслет для собаки, отслеживающий местоположение питомца и его биоданные. Это могут быть и более сложные услуги, например, обеспечение безопасности автомобиля в круглосуточном режиме, т.е. абонент покупает не GPS-треккер и SIM-карту, а комплексную услугу безопасности.

Подготовлено компанией “Vodafone Украина”

Михаил Дикаленко
Последние новости: