Энергия развития

Энергия развития
925

Как, изменив коммуникации и политику в сфере устойчивого развития, итальянскому энергетическому гиганту Eni удалось улучшить свою репутацию

Стратегические изменения, внедренные корпорацией Eni, обеспечили ей не только рост показателей в области устойчивого развития, но и улучшение финансовых результатов деятельности.

Ключевой составляющей прогрессивных изменений стала смена восприятия репутационных и операционных рисков как малосвязанных явлений.

Энергетика вследствие специфики отрасли всегда имела невысокий уровень доверия со стороны заинтересованных групп.

Этому способствуют многие факторы: мировые кризисы, срыв подписания Договора о сокращении промышленных выбросов в атмосферу в 2009 г., экологическая катастрофа на нефтедобывающей платформе Вritish Рetrolreum в Мексиканском заливе, тщетные попытки японских властей оперативно устранить последствия аварии на атомной электростанции в городе Фукусима.

Одной из главных причин снижения доверия является различие между стремлениями, заявленными в коммуникационных стратегиях, и реальными действиями организаций.

Чтобы обойти этот риск, крупнейшая европейская нефтегазовая компания Eni разработала новую репутационную платформу “Открытая энергия”. Ее выполнение основано на взаимодействии всех основных групп стейкхолдеров — местных сообществ, некоммерческих организаций, поставщиков, ученых и конструкторов.

От Ирана до Венесуэлы

История Eni уходит своими корнями в далекие 1920-1930-е годы, во времена правления итальянского диктатора Бенито Муссолини. Свой современный облик компания приобрела уже после Второй мировой войны при активном участии ее создателя Энрико Маттеи.

Ему удалось разрушить монополию крупных нефтяных компаний, предложив новую формулу взаимодействия со странами — производителями сырья.

Подход Маттеи, апробированный в 1950-х годах в Египте и Иране, впервые позволил местным властям участвовать в распределении прибыли от добычи нефти и газа.

Деловая активность Eni как вертикально интегрированной компании фокусируется в нескольких направлениях: поиск и разработка месторождений, добыча ископаемых, переработка и реализация нефтепродуктов, нефтехимия, инжиниринг и строительство.

В управлении корпорации находятся несколько известных брендов: AGIP — итальянская сеть АЗС; AGI — крупнейшее итальянское новостное агентство; Distrigas — газовая компания, расположенная
в Бельгии;

Polimeri Europa — неф­теперерабатывающая компания; Saipem — производитель труб и конструкций для нефтяной промышленности;

 Snam Rete Gas — владелец крупнейшего в Италии газопровода и один из двух местных операторов системы распределения сжиженного газа.

Сейчас Eni ведет деятельность в 69 странах. Общая численность персонала составляет 33 тыс. человек. В 2015 г. объем продаж достиг EUR67,7 млрд, рыночная капитализация — EUR50 млрд.

Большая часть углеводородных резервов компании Eni находится за пределами Европейского Союза и Северной Америки — в странах ОПЕК, отличающихся низкой экономической и политической стабильностью.

К 2011 г. около 80% ее подтвержденных запасов и 60% поставщиков газа находились в таких странах, как Ливия, Ирак, Иран, Венесуэла и Ангола.

В Италии концерн управляет семью газовыми электрогенерирующими предприятиями и одним фотоэлектрическим заводом. Также Eni — крупнейшая нефтедобывающая компания, работающая в Африке. Такая география создает серьезные риски.

 После свержения в Ливии режима Муаммара Каддафи и начала гражданской войны Eni пришлось срочно эвакуировать из страны тысячи своих сотрудников.

Eni стала одной из первых европейских промышленных групп, которые в конце 1960-х годов начали налаживать экономические и торговые отношения с СССР.

По сравнению с мировыми энергетическими гигантами, итальянский концерн имеет особую структуру собственности: 20% его акций принадлежат правительству страны, остальное — инвесторам с Миланской и Нью-Йоркской фондовых бирж.

Лекарство против кризисов
Принято считать, что устойчивое развитие корпорации — это деловая активность, создающая длительный ценностный эффект для акционеров посредством использования имеющихся возможностей и управления рисками, вытекающими из экономических, экологических и социальных событий.

Данное понятие значительно шире, чем термин “корпоративное гражданство”. Его более точное описание — “способ преуспевать, делая добро”.

Глобальные лидеры в области устойчивого развития организовывают свою активность сразу
в нескольких направлениях.

Стратегия. Интегрирование длительных экономических, экологических и социальных аспектов
с бизнес-стратегией при сохранении конкурентоспособности и репутации бренда.

Финансы. Удовлетворение ожиданий инвесторов в части выплаты дивидендов, стабильного развития, открытых коммуникаций и проз­рачного управления финансами.

Потребители и продукция. Укрепление лояльности к компании путем инвестирования в управление отношениями с клиентами и производственные инновации, фокусируемые на прогрессивных технологиях и системах, которые эффективно используют финансовые и социальные ресурсы для достижения стратегических целей.

Управление и стейкхолдеры. Внедрение высоких стандартов корпоративного управления и вовлечения стейкхолдеров, включая правила общественного контроля и отчетности.

Следуя данным нормам, в 2011 г. Eni запустила принципиально новую систему коммуникаций, призванную способствовать устойчивому развитию.

Инициатива “Один отчет” представляла собой инновационный принцип организации активности, демонстрирующий интегрирование стратегии компании и ее деятельности. В основе проекта лежат три инструмента, которые позволяют сопоставлять текущую активность с будущими перспективами.

Интегрированный годовой отчет, где проводится анализ деятельности в области устойчивого развития и финансовых показателей.

Свод данных об устойчивом развитии, содержащий консолидированные показатели бизнес-активности, а также перечень проектов в области устойчивого развития, реализованных на протяжении года.

Отчет о вкладе компании в устойчивое развитие, демонстрирующий вклад компании в один из главных элементов устойчивого развития — равный доступ к источникам энергии для всех.

Особое внимание в своей деятельности итальянский гигант уделяет борьбе с дефицитом энергии, защите экосистем, антикоррупционной активности и взаимодействию с местными общинами.

Зачастую Eni демонстрировала редкий для крупных компаний пример расстановки приоритетов — стремление к обеспечению устойчивого развития оттесняло на второй план вопрос сиюминутного роста прибыли.

Такая политика позволила компании добиться весомых результатов. Среди них участие в глобальных индексах FTSE 4 Good и Dow Jones Sustainability Index. При этом в последнем Eni нередко занимала ведущие позиции.

В 2003 г. корпорация начала сотрудничать с Carbon Disclosure Project, авторитетной организацией, задачей которой является снижение токсических выбросов путем взаимодействия с крупным бизнесом.

Eni стала одной из пяти компаний энергетического сектора, вошедших в известный перечень социально активных компаний ECPI Ethical Index Euro. Высокие позиции энергетическому гиганту удалось получить и в рейтинге Global Corporate Renewable Energy Index.

В будущее с оптимизмом
Большое внимание, уделяемое проектам устойчивого развития, положительно отразилось на восприятии деятельности корпорации и ее подразделений потребителями. Это демонстрируют и результаты исследования Reputation Institute RepTrak™.

После реформирования системы управления социально активными инициативами и взаимоотношениями с основными стейкхолдерами оценка усилий компании в области обеспечения качества продуктов и услуг значительно повысилась.

Ребрендинг Agip, одного из крупнейших национальных продавцов бензина, и укрепление его взаимосвязи с материнской компанией, проведенные после финансового кризиса, лишь повысили доверие потребителей.

В то время как большинство крупных нефтяных компаний редко получают высокую оценку в области инноваций, Eni смогла добиться широкого признания среди специалистов и рядовых потребителей.

Во многом этому способствовало ее партнерство с авторитетными технологическими и общественными организациями (Массачусетским технологическим институтом, Институтом Земли Колумбийского университета, итальянскими потребительскими объединениями, Всемирным советом предпринимателей по устойчивому развитию, различными организациями ООН).

Этот успех также был обусловлен успешной реализацией новой программы стратегического развития “Открытая энергия”.

Согласно исследованию репутации, несколько ниже были оценены усилия руководства Eni в области управления.

Это слабое место всех энергетических компаний, что сказалось и на отношении к итальянской корпорации. Также этому способствовал ряд публичных скандалов, связанных с действиями ее топ-менеджмента.

Активность в сфере корпоративного гражданства помогла Eni избежать сокрушительных последствий, пережитых многими корпорациями в период так называемой Глобальной рецессии КСО 2011 г. Защитную роль сыграла искренность стремлений к поддержке социально важных инициатив.

Это отличало Eni от многих других компаний, предпочитавших обещать “манну небесную” и в один момент прекративших реализацию задекларированных программ.

С 2005 г. пост генерального директора Eni занимает квалифицированный руководитель Паоло Скарони, который является одним из самых узнаваемых топ-менеджеров в Италии.

Ему принадлежит ведущая роль в осуществлении смелых реформ и экспериментов в области устойчивого развития.

Вместе с тем на некоторых рынках достичь высокого показателя лидерства сложнее, чем на других.

Существует распространенное убеждение, что крупные нефтяные компании прибегают к активным действиям в области устойчивого развития только после настоятельных просьб общественных организаций или политиков. Характер задач также накладывает свой отпечаток.

В последние годы Паоло Скарони приходилось проводить сложные переговоры как с итальянскими политиками, так и с новыми ливийскими властями, чей рынок для компании является крупнейшим среди зарубежных.

Вместе с тем Eni имеет высокую оценку репутации компании как желаемого места работы. Десятки тысяч ее работников демонстрируют высокий корпоративный стандарт в более чем 60 странах.

Активность итальянского энергетического гиганта в области обеспечения устойчивого развития является отличным примером для крупного и среднего бизнеса, представляющего разные страны и отрасли.

 Независимо от производственных или организационных особенностей, компании стремятся обеспечить себе стабильность в будущем и эффективное взаимодействие с внешней средой.

Помочь в этом может только тесное сотрудничество с основными заинтересованными группами на всех этапах деятельности.

С каждым днем внедрение комплексного подхода в обеспечении устойчивого развития и активное привлечение стейкхолдеров к операционной деятельности компании становится все более распространенным.

Олег Кершис, директор
Reputation Capital Group
Алексей Гош, консультант Reputation Capital Group


Последние новости: