Форматные войны

Форматные войны
1654

Автозаправочные комплексы

Украинский рынок автозаправочных комплексов (АЗК) меняется стремительно. По сервису, комфортности и безбарьерности многие сети давно не уступают самым лучшим европейским аналогам. А в отношении новых решений для привлечения клиентов, креативности и способности не останавливаться на достигнутом отечественные операторы, без преувеличения, впереди.

Украинские сетевики могли бы проводить тренинги для глобальных игроков на тему, как и чем можно удивить искушенного клиента. Человек, хотя бы единожды выезжавший в Россию и, в меньшей степени, в Белоруссию, мог сполна ощутить масштаб отрыва от соседей.

Кризис и потеря более трети объема сбыта заставили украинских операторов превзойти себя. В последний год топливные сети запустили проекты, которые невозможно обойти вниманием. Представляем Топ-5 решений, которые, на наш взгляд, в очередной раз перевернули представление об АЗК и топливном бизнесе.

1. “ОККО”.
Городской концепт с паназиатским топпингом
Кризис — едва ли время для больших строек. Изменения необходимы изнут­ри. Так мыслит Виталий Антонов, президент “Концерна Галнафтогаз”. “Сейчас мы не так быстро развиваемся. Если предыдущие годы строили, бывало, до 60 заправок в год, то ныне — около десяти.

Я бы назвал происходящее сейчас качественным ростом; мы работаем над улучшением обслуживания и комплексностью предоставляемых сервисов”, — говорит он.

Компания начала реализацию нового концепта АЗК осенью 2015 г. Сейчас в сети уже шесть комплексов нового формата и до конца года их будет десять. Эталонный АЗК расположен в Киеве на Подоле.

Новый подход к формату в компании объясняют потребностями современной городской жизни. Расположение объектов комплекса не симметрично.

Входы расположены с нескольких сторон. Стеллажи с продуктами представляют собой отдельные островки.

В подборе продуктов доминируют три главных направления: собственный импорт, натуральная и органическая еда, а также продукция мелких украинских компаний: ферм, крафтовых мастерских, отдельных мастеров.

Не обошла стороной “ОККО” и бургерная мода. В меню присутствуют куриные крылья, различные сандвичи и закуски. Гостям предложены готовые супы, каши, йогурты, фреши и выпечка. Большая часть продуктов переведена в зону самообслуживания.

Наконец, самый смелый проект, который выделяет “ОККО” на рынке, — ресторан паназиат­ской кухни Meiwei. В меню совершенно новые для сегмента продукты: рис и лапша, морепродукты, уникальные соусы, экзотические десерты и т.п.

Meiwei — уже не просто место перекуса во время заправки, это смартфуд нового поколения, который, если бы не расположение, мог быть полностью самодостаточным гастрообъектом. Когда десять лет назад “ОККО” открыла первый полноценный ресторан

A la Minute на трассе, многие сочли это сумасшествием. А теперь возможность вкусно и быстро поесть в дороге для украинского потребителя уже не роскошь, а обыденная необходимость. Азиатская кухня — новый большой эксперимент и решительный вызов конкурентам.

2. WOG.
Свободное плавание WOG Caf

В 2015 г. сеть WOG запустила новый формат кафе при АЗС — WOG Caf, а также расширенный вариант WOG Caf XXL. Принципиальная особенность концепта, оперативно внедренного на большинстве объектов: широкий ассортимент готовых продуктов и блюд быстрого приготовления — от овсяной каши до домашних пельменей. Также компания начала предлагать посетителям собственные бургеры, которые были органично “облачены” в бренд WOG.

Сама концепция WOG Caf построена вокруг сильного кофейного бренда оператора. Слоган “Найкавовіша кава” следует признать наиболее успешным и запоминающимся на рынке. Ритейлору удалось сформировать своеобразный обряд покупки кофе.

Клиент сам выбирает напиток на дорогостоящем и удобном аппарате Franke, добавляет интересные ему ингредиенты. Это делает его участником приготовления, вовлекает в процесс, который скрашивает банальное ожидание в очереди.

WOG также была среди пионеров использования гофрированных стаканов, вызывающих особое тактильное ощущение, которое становится важной безусловной ассоциацией с посещением АЗК.

В 2015 г. WOG совершила первый революционный шаг, выведя гастрономический бизнес в абсолютно независимый сегмент. В центре Киева было открыто кафе, отделенное от АЗС. В мае 2016 г. аналогичное WOG Caf заработало во Львове. В планах — открытие до 100 таких заведений.

Еще одним уникальным решением в рамках проекта стало участие и победа в конкурсе на обслуживание пассажиров скоростных поездов “Интерсити+”. После необоснованно дорогих бутербродов и чипсов на борту поездов WOG Caf стало откровением для пассажиров.

Оператор получил отличную прессу и сотни восторженных откликов в соцсетях. Но главное — компания расширила пределы своей работы, познакомила с концептом своего фаст-фуда большое количество потенциальных посетителей АЗС. Но и здесь почивать на лаврах долго не пришлось: второй тендер “Укрзалізниці” топливный оператор неожиданно про­играл “Сільпо”.

3. SOCAR.
Ультра­премиум в стиле loft
С момента выхода на украинский рынок азербайджанская сеть SOCAR стала образцом масштабности и смелости в реализации своих проектов. Оператор поднял планку сервиса и комфорта для всего украинского рынка уже в первые годы своего существования.

И, несмотря на все еще скромное количество станций (до 60), эта сеть получила известность наравне с крупнейшими игроками рынка.

Когда цены на нефть обвалились, больно ударив по материнской компании, а украинский рынок начал сжиматься, казалось, время инвестиций и креатива осталось в прошлом.

Однако в 2015-2016 гг. SOCAR открыла с десяток АЗС в совершенно новом стиле. “Облаченные” в арт-бетон комплексы внутри воплощают навязчивую идею современного общества о “лофтовом” пространстве.

Индустриальные мотивы наряду с использованием обновленного бренда дополнились многими новыми “фишками”. Среди них и онлайн-салат-бар, который позволяет избежать очередей при заказе еды. Отдельная история — это иллюминация.

Освещается только верхняя часть станции, что создает в ночное время ощущение полета объекта над землей. Ну и, конечно же, интерьеры выполнены дорого и с большой претензией.

Для глобальных компаний, как минимум, не свойственно такое новаторство в отдельных регионах. В этом, в частности, большая проблема Shell в Украине, где мировой бренд выглядит предельно блекло на фоне местных сетей.

Как признаются в частной беседе сотрудники SOCAR, представители других офисов компании в Азербайджане, Грузии, Швейцарии перенимают новый концепт, разработанный в Украине.
 
Такие АЗС уже есть вблизи Житомира, в Киеве. SOCAR вышла на новые рынки — в Днепре и Харькове. Сеть одна из немногих не сокращала объемы строительства в период кризиса, строя немного, но очень выразительно.

Показательный проект компания реализовала в Киеве. В конце 2015 г. был запущен лаунж-бар мировой сети Budha-Bar на наиболее популярной станции сети на бульваре Дружбы народов.

Но оказалось, что мировой бренд — отнюдь не то, к чему привыкла молодежная тусовка, давно облюбовавшая этот АЗК. В итоге SOCAR оперативно реализовала проект LOFT Burger, открыв суперпопулярный сейчас пре-party-ресторан.

4. “Приват”
начал меняться
В 2015 г. случилось, казалось бы, невозможное — крупнейшая сеть АЗС группы “Приват” начала реконструкцию ряда своих станций.

На протяжении многих лет на АЗС, работающих под брендами “Укрнафта”, “Авиас”, ANP, “Мавекс”, практически не существовало привычного набора сервисов, кафе, комфортных уборных и прочих элементов, без которых украинский рынок АЗК уже давно невозможен.

Не было у компании и бренд-бука. Первые АЗС “Авиас” и ANP в кардинально новом исполнении появились в Киеве летом 2015 г.

Все они не только внешне осовременились и стали заметнее на дороге. Радикальным новшеством стало появление кафе, просторного маркета, привычных сервисов и приветливых заправщиков.

С точки зрения рынка, на котором “Приват” всегда использовал только два инструмента — свою массовость и низкую цену, эти изменения можно считать маленькой, но очень показательной революцией.

Ввиду закрытости и сложной организации компании о планах дальнейшего продвижения программы развития сети говорить сложно.

Однако в 2016 г. строительные работы продолжаются, как минимум, на трех столичных объектах группы “Приват”.

5. KLO.
Лидер по энергоэффек­тивности

Столичная сеть АЗК KLO представляет собой совершенно уникальный для украинского рынка проект. Компания довела мощность солнечной генерации электроэнергии на своих АЗС до 400 кВт. До конца 2016 г. она сможет экономить на своих объектах уже 550 кВт.

Этот проект не новый, но с подорожанием электроэнергии и тепла ритейлор в очередной раз подтвердил оправданность этих инвестиций, на которые до сих пор не решался никто (единичные проекты WOG и ОККО не в счет).

В 2015-2016 гг. KLO установила наземную солнечную станцию мощностью 50 кВт в с.Чабаны под Киевом. Также были инсталлированы три трекера по 4,5 кВт каждый на АЗС на ул.Полярной в Киеве, еще два — на АЗК в Забучье и один — в Василькове.

При этом солнечные фотомодули KLO — только часть локальной концепции энергоэффективности. Компания массово вводит в эксплуатацию гелиосистемы для нагрева воды и частичной компенсации отопления, для отопления же используются и твердотопливные котлы.

И это все нашло место на АЗС. Как столичная сеть АЗС KLO реализует множество идей, связанных с городской спецификой? Компания в числе первых открыла первые рестораны “Борщ” на своих АЗС, а также магазины с товарами для пикников, выездов на природу и т.п.

Новой идеей стали супермаркеты с широким выбором свежих продуктов питания под брендом Villa Market. Они включают отделы с товарами первой необходимости: хлебом, бакалеей, свежими овощами и фруктами, молочной продукцией.

В сети два таких магазина. Первый был открыт летом 2014 г. в Киево-Святошинском районе. Второй начал работать при АЗК KLO в Ирпене в мае 2015 г. До конца года будет открыт еще один Villa Market на Гостомельском шоссе.

Евгений Мочалов
Последние новости: