Гуманитарная помощь

Гуманитарная помощь
501

Некоторые производители резинотехнических изделий в этом году обещают не замораживать инвестиции и даже готовы снижать цены

Уже несколько лет подряд на украинском рынке резинотехнических изделий (как, впрочем, и на других рынках) растут цены. Причем темпы подорожания готовой продукции все это время подстегивал не потребительский спрос, а растущий курс валюты, за которую отечественные резинщики приобретают импортное сырье (в Украине оно не производится).

“Производители были вынуждены поднимать отпускные цены на свою продукцию, чтобы покрыть рост затрат”, — поясняет Андрей Острогруд, генеральный директор ООО “Киевгума”. Это не могло не сказаться на структуре реализации продукции. Участники рынка отмечают “проседание” потребительского сегмента резинотехнических изделий (РТИ).

В нынешнем году тенденция роста цен также сохраняется. Однако ее темпы пока невелики — 5-13% (по сравнению с концом 2015 г.). Некоторые игроки для активизации спроса намерены даже снижать отпускные цены.

Тенденция
По данным Госстата, индекс цен на резиновые и пластмассовые изделия в 2015 г. составил 147% по сравнению с 2014 г., тогда как в 2014 г. — 120% по сравнению с 2013 г. При этом если выручка у игроков рынка росла, то натуральные объемы продаж снижались.

К примеру, объем реализации у узкоспециализированного предприятия — ЧП “Кременчугрезинотехника” (основная продукция предприятия — резинометаллические уплотнения; производит также другие системы и детали для автомобилей) — за предыдущий год в денежном выражении увеличился на 65% по сравнению с 2014 г., в количественном — упал на 18%.

Как объяснил Вячеслав Карлик, директор ЧП “Кременчугрезинотехника”, это было связано с ростом цен, а также с переходом из ниши дешевого товара в нишу более дорогого, сложного и технологического, объемы продаж которого в натуральном выражении меньше.

 “Дешевую нишу стандартизированных РТИ, несмотря на рост курса валюты, заполнила китайская продукция, а также товары украинских конкурентов”, — рассказывает Вячеслав Карлик. Таким образом, ввиду ужесточения конкуренции на рынке дешевый сегмент продукции “Кременчугрезинотехники” существенно просел.

ООО “Киевгума” от реализации продукции в 2015 г. получило на 29% больше, чем в 2014 г. Кроме роста цены, определенный прирост оборота предприятию дала валютная выручка от экспорта, поскольку около 50% его продукции поставляется за рубеж. В то же время объем реализации в натуральном выражении сократился на 9%.

Стоит отметить, что сокращение выпуска продукции ООО “Киевгума” значительно ниже общеотраслевого падения производства, которое составило 14%. Это обусловлено несколькими особенностями предприятия.

Во-первых, ООО “Киевгума” производит большой ассортимент продукции (около 2,5 тыс. наименований), которая используется в разных сегментах потребления. Во-вторых, более половины товарных позиций из ассортимента предприятия в Украине больше никто не выпускает.

Сегментация
В целом игроки рынка, опрошенные БИЗНЕСом, отметили резкое проседание потребительских (не промышленных) сегментов производимой ими продукции. Для ООО “Киевгума” таковым стали медицинские изделия (см. блиц-интервью на стр.45), а для ООО “ИНТЕР-РТИ”, крупнейшего поставщика комплектующих для автомобилей, тракторов, комбайнов и агрегатов, — товары народного потребления, в частности резиновые кольца-уплотнители к металлическим крышкам для стеклянных банок, резиновые шланги для полива.

“Сократился также выпуск формовых изделий, используемых в автомобилестроении, — рассказывает Дмитрий Белоконь, заместитель генерального директора по коммерции ООО “ИНТЕР-РТИ”. — Основной прирост производства обеспечил выпуск ремней, используемых в сельскохозяйственной технике”.

Причем аграрный сектор будет и далее оставаться перспективным сегментом для наращивания производства и продаж основной продукции “ИНТЕР-РТИ”. “В планах компании — увеличение объемов производства ремней в 2016 г. втрое (до 150 млн грн.), — делится г-н Белоконь.

— Основной наш потребитель — зерноуборочные комбайны российского, белорусского и украинского производства, а также сельхозтехника советского образца. Мы осуществляем поставки в Румынию, Болгарию, Молдавию и Белоруссию исключительно для комплектации старых комбайнов”.

Четверть от запланирован­ного производства ремней “ИНТЕР-РТИ” намерен поставить на российский рынок (на 40 млн грн.), что вдвое больше, чем в 2015 г. Зона свободной торговли Украины с ЕС никак не повлияет на объемы экспорта продукции компании в этот регион.

Поскольку, как объяснил г-н Белоконь, выход на европейских производителей сельхозтехники требует прохождения сертификации и стандартизации выпускаемой продукции.

В ближайшее время компания намерена работать в своем сегменте и не планирует расширять линейку продукции из-за нехватки финансирования. В то же время она начала поставку гидравлических рукавов для авиастроения. “Пока объемы поставок незначительны, но мы планируем их наращивать и расширять ассортимент”, — говорит г-н Белоконь.

Инвестиции
Некоторые производители РТИ рассказали БИЗНЕСу, что вынуждены на неопределенный срок заморозить инвестиционную деятельность. Например, в ООО “ИНТЕР-РТИ” говорят, что капиталовложения направят на наращивание объемов производства, несмотря на то, что оборудование существенно изношено, неэффективно и требует обновления.

А председатель правления ПАО “ЕЛПО” (специализируется на выпуске спортивной резинотекстильной обуви) Феликс Сафрис сообщил, что “предприятие не осуществляет инвестиционную деятельность по причине недостатка денежных ресурсов и не планирует в 2016 г. расширять ассортимент продукции”.

Однако пессимизм не является доминирующим настроением среди игроков этого рынка. Крупные компании находят ресурсы для обновления производственных мощностей. Например, “Киевгума” в ближайшие годы планирует полностью модернизировать производство.

Причем часть средств компания привлечет в виде банковских кредитов, а часть — реинвестирует из полученной прибыли. Андрей Острогруд отметил, что акционеры ООО “Киевгума”, как и в предыдущие десять лет, останутся в этом году без дивидендов.

Всю прибыль в производство реинвестирует и “Кременчуг­резинотехника”. Причем с увеличением прибыли растет и объем инвестиций. Нынешняя загрузка мощностей предприятия низкая, на уровне 15-20%.

“Загрузка в 2015 г. уменьшилась, но исключительно потому, что мы постоянно устанавливаем дополнительное оборудование с перспективой получения работы в будущем, а также активно автоматизируем техпроцессы, повышая производительность действующего оборудования, — рассказывает г-н Карлик.

— Ситуация в отрасли такова, что остановившийся в развитии уже никогда не сможет догнать конкурентов, потеряет целые ниши”.

В “Кременчугрезинотехнике” не теряют надежды на производственное сотрудничество с европейскими компаниями, для чего готовят необходимую платформу. К тому же ожидают прихода украинских заказчиков, которые будут “возвращаться” (и уже возвращаются) из КНР, России, Европы и выбирать сотрудничество с отечественными компаниями.

“Существуют крупные заказчики, которые в перспективе способны полностью загрузить нас работой”, — отмечает г-н Карлик.

Что касается сегментов, то ООО “Киевгума” осваивает все новые виды продукции и, таким образом, расширяет номенклатуру. Руководство ЧП “Кременчуг­резинотехника” уверено, что наибольшего успеха они смогут добиться в своем узком сегменте ответственных резинометаллических деталей и увеличивает их ассортимент. “Специализация поможет нам лучше конкурировать с иностранными товарами”, — подчеркивает Вячеслав Карлик.

Последние новости: