Изменения в агрокарте

Изменения  в агрокарте
838

Наталия Церковникова, директор компании “Смарт Квин”

Украинская экономика все больше смещается из промышленно-развитого юго-востока в центральные и западные регионы страны.

Эта тенденция касается не только металлургической и добывающей промышленности. Меняться начала и агрокарта Украины.

Первая причина, конечно, политическая. Война не способствует развитию промышленности и аграрному процветанию юго-востока.

Вторая причина — климатические изменения. Холодные, бесснежные зимы юго-востока и засушливое лето негативно сказываются на прибыли сельхозпроизводителей.

“Климат — ничто, агротехнологии — все!” — говорят продвинутые аграрии. Но агротехнологии — дорогое удовольствие, и не у всех хозяйств есть деньги на них.

А пока юго-восток сдает свои позиции по посевным площадям и урожайности, в регионах Западной, Центральной и Северной Украины начинают осваивать культуры, которые раньше традиционно выращивали на юго-востоке.

Например, в Западной Украине увеличивают площади под подсолнечником, хотя это традиционная культура юго-восточных регионов.

Но все же глобальной проблемой для всего рынка является логистика. Аграрии юго-восточных областей всегда имели преимущества из-за близости портов. Сейчас большинство крупных агрохолдингов расположены в Западной Украине.

На рынке зерна коллапс — элеваторы перегружены, вагонов не хватает. Агрохолдинги не могут выполнить свои международные обязательства. Инфраструктура просто не справляется с экспортным потенциалом страны.

В 2016 г. были снижены нормы грузоподъемности автомобилей. Это решение направлено на сохранение дорожного покрытия, которого почти нет. Это бьет по автоперевозчикам и сокращает плечо рентабельности их перевозок.

Железная дорога тоже не справляется — не хватает вагонов. Привлечь так называемую “вагонопомощь” других стран можно, но арендная плата за зерновозы — более 17 швейцарских франков
в сутки. Маржа на зерно просто не выдерживает такой экономики.

Решением может стать восстановление речной инфраструктуры. Согласно статистике, сейчас Украина перевозит речным транспортом чуть более 1 млн т зерна. А когда-то этот показатель достигал 8 млн т. Но восстановление речной инфраструктуры требует времени.

И даже если завтра исчезнут все препятствия, о которых не один год говорят аграрии, и Украина “откроет реку”, специализированного транспорта в стране тоже нет. Сложно представить, что могло сохраниться в речном пароходстве страны за столько лет забвения. Вполне вероятно, что по украинским рекам будут ходить суда под иностранными флагами.

А пока забитые элеваторы внушают всем участникам рынка опасения, что их просто не успеют освободить к следующему “наплыву” урожая — ведь уже в октябре на элеваторы начнут поступать такие экспортно ориентированные культуры, как соя, кукуруза и подсолнечник.

Все изменения в законодательстве, все препятствия в развитии инфраструктуры, весь дефицит подвижного состава — все это, в конечном итоге, ведет к повышению логистических затрат.

И пока Украина будет “подтягивать” свою инфраструктуру и техническое обеспечение отрасли, затраты на логистику в стоимости украинского зерна будут выше, чем у других ведущих мировых экспортеров.

Последние новости: