Когда длина имеет значение

Когда длина имеет значение
351

Спецтема. Яхты

Генри Форд не изобрел автомобиль, но стал первым, потому что внедрил конвейер и снизил цену до отметки, когда она стала приемлемой даже для представителей среднего класса. Он внимательно следил за luxury-сектором, потому что понимал — рынок не может расти вечно и неминуем спад. Со словами: “В кризис лучше всего продаются самые дорогие авто”, Форд выкупил одного из грандов — Linсoln.

Схожая ситуация сложилась в мире яхт. Начиная с 2000-х годов рынок, избалованный “дешевыми” кредитами, рос неприличными темпами. Пока не наступил “черный сентябрь” 2008 г., и среднему классу стало понятно, что так хорошо, как прежде, не будет уже никогда. Шквал аннулированных заказов буквально парализовал яхтенную отрасль, на плаву остались лишь верфи, успевшие получить пред­оплату по “длинным”, многолетним заказам.

Разумеется, таких были единицы, ибо 90% продаж приходилось на “маломерки” длиной до 15 м, которые выпускались фактически серийно. Именно их заказчики — в основном менеджеры среднего звена и представители некрупного бизнеса — обвалили рынок. Все правильно: кризис больнее всего бьет по среднему классу, сегмент же дорогих товаров и услуг чувствует себя куда комфортнее. Ведь богачи заранее позаботились о диверсификации активов и вообще не склонны экономить на увлечениях. И в кризис стали еще богаче, а их яхты — длиннее. Но об этом — на следующих страницах.

Сергей Суховский,
редактор спецтемы “Яхты”


Последние новости: