Когда “Нептун” ценнее “Оскара”

Когда “Нептун” ценнее “Оскара”
410

Одно из трех главных событий в мире яхтинга — церемония награждения World Superyacht Awards

Церемония награждения World Superyacht Awards (WSA) сродни вручению “оскаров”: за фасадом светского мероприятия скрывается важный с коммерческой и маркетинговой точки зрения конкурс, ведь трофеи WSA в разы увеличивают эстимейт яхт, авторитет верфей и “ценность” дизайнеров.

Со стороны она похожа на званый вечер, которых в Европе ежегодно проходят сотни. Дамы в вечерних платьях самых элегантных фасонов, их спутники как один в смокингах и при бабочках. Морских волков в этих франтах выдают чуть обветренные лица, сплошь капитанские хронографы и специфическая речь.

Впрочем, раньше церемония была менее помпезной: все 11 предыдущих награждений проходили на исторической родине яхтинга — в Амстердаме. Теперь же — в “резиденции” бога морей Нептуна во Флоренции. Что ж, немного гламура мореходам не помешает, ведь даже самые скромные лодки стоят как самолеты, а лучшие из парусников столь же надежны для вложения средств, как и произведения искусства.

А судьи кто?
Правила World Superyacht Awards прозрачны. Претендовать на награды могут исключительно яхты длиной более 30 метров, построенные и переданные владельцу с 1 января по 31 декабря предыдущего года.

Ни один из 20 членов жюри не является свадебным генералом — сплошь владельцы суперъяхт и по совместительству блоггеры, брокеры, ритейлоры, члены гоночных команд и просто тренд-сеттеры.

В этом году “нептунов” вручали победителям сразу 24 номинаций: за лучшие парусные и моторные яхты разных классов и за первые места в подкатегориях “Лучшая верфь”, “Дизайн”, “Экстерьер”, “Интерьер”, “Морская архитектура”, “Инновации”, “Ходовые характеристики” и др.

Весьма необычно в этом списке выглядит чисто потребительская номинация “Качество и стоимость”, которая адресуется в первую очередь тем, кто только планирует влиться в стройные ряды яхтсменов.

В этом смысле весьма показательна история 48-метровой лодки Kanaloa, спущенной на воду 20 лет назад со стапелей анконской верфи CRN.

Нынешний владелец после завершения сделки обнаружил множество скрытых дефектов, устранение которых стоило бы слишком дорого.

Ситуацию спас капитан, предложив не связываться с именитыми верфями, а устранить недочеты силами экипажа и отдельных субподрядчиков.

В итоге, перестройка, переборка трансмиссии, замена 1/3 обшивки и 2/3 внутренней отделки обошлись ровно в половину меньше суммы, запрашиваемой верфями.

Вообще, поддержку такого тренда, как “рефит” (переоборудование), стоит отметить отдельно — ведь он позволяет в буквальном смысле спасать приговоренные к утилизации винтажные суда.

Так, двухпалубник Malahne 1937 г. из-за мобилизации и частой смены владельцев в итоге стал выглядеть как учебный переварок.

Большой дока по части реставрации компания Pendennis Shipyard 30 месяцев шаг за шагом возвращала ему первозданный вид, используя материалы и технологии того времени, попутно приведя яхту в соответствие стандартам LY2. И теперь лишь идеальный глянец лакировки выдает то, что 80-летнее судно подверглось глубочайшей реставрации.

Клуб кинопутешествий

Пожалуй, самая субъективная в смысле оценок категория называется “Voyager Award”. Ибо в ней оцениваются не качества того или иного судна, а фото- и видеоматериалы о совершенных переходах. В этом году победил круизер Latitude Анила Тадани, за истекший год прошедший 17 тыс.км от Форт-Лодердейла
до Аляски и Тихого океана.

В ходе вояжа Тадани, большой поклонник белых медведей, наблюдал не только за 19 косолапыми, но и за овцебыками, китами, а еще любовался северным сиянием и лавировал между то и дело сталкивающимися айсбергами.

В “абсолютной” категории (т.е. без учета длины корпуса и водоизмещения) лучшей моторной яхтой года стала Savannah, а среди парусников — Unfurled. Первая сразила жюри революционным гибридосодержащим движителем, на 1/3 сократившим расход топлива.

Дизельная установка приводит в движение сравнительно крупный винт, а три генераторные установки — расположенное позади него азимутальное подруливающее устройство. В штатных режимах оно обращено вперед и крутится в противоположную по отношению к винту сторону, а при маневрировании может поворачиваться для обеспечения необходимой тяги в любом направлении.

В свою очередь, парусник, задуманный как многодневный круизер, удивил множеством инноваций и готовностью к океанским гонкам. Так, во время парусного хода ради уменьшения лобового сопротивления гондолы с движительным комплексом подруливающие устройства задвигаются в корпус.

Кроме того, верфь Vitters Shipyard оборудовала Unfurled кевларовыми рулями с запатентованной системой обратной связи и особой системой хранения стакселей. Она позволяет куда эффективнее складировать и менять паруса, которые будут храниться на специальных барабанах под палубой бака.

По количеству ноу-хау соперничать с Unfurled может разве что 46-метровый Genesi верфи Wider, тоже славящейся любовью к инновациям. Особенно в части компоновки: итальянцы умудрились задвинуть гибридную установку с миделя в “недоиспользованные области яхты”.

А пространство, используемое под машинное отделение, отдали под пляжный клуб, который впервые на яхтах такого размера оборудовали гаванью для тендера. Приятно, что к столь уникальной разработке приложили руку наши, николаевские судостроители, которые в 2010 г. из-за “легшего в дрейф” рынка искали выходы на мировые верфи.

Сергей Суховский


Последние новости: