Кризис плодоношения

Кризис плодоношения
1223

Украинский рынок плодоовощной консервации продолжает сокращаться.

Производители хватаются за любую возможность удержаться: одни диверсифицируют рынки сбыта, другие размещают производство продукции за рубежом, третьи переходят на контрактное производство СТМ ритейлоров

Украинское производство плодоовощных консервов всегда было ориентировано на экспорт в Россию. Консервация — один из немногих украинских продуктов, на которые РФ не вводила ограничений до лета 2014 г.

Закрытие прибыльного экспортного рынка, увеличение затрат на производство плодоовощной консервации, плохие урожаи, ухудшение покупательной способности украин­цев — все это существенно осложнило работу отечественных консервных заводов.

Пропадает аппетит
Реализация в Украине плодоовощной консервации, как и других продуктов, в денежном выражении увеличивается, но в натуральном — сокращается. По данным компании Nielsen, с 2013 г. по 2015 г. объемы реализации консервированных овощей в денежном выражении выросли на 30%, тогда как
в натуральном — сократились на 20%.

Как отметила Анна Ильчук, руководитель подразделения продуктов питания компании Nielsen в Украине, доля сбыта консервированных овощей в общей продуктовой корзине осталась неизменной — 3% и 7% в денежном и натуральном выражении соответственно.

Аналитики подсчитали, что в среднем на одну торговую точку реализация плодоовощной консервации сократилась на 39%. Основная причина — подорожание продукции на 45%. Доходы украинцев не растут, поэтому наши граждане по-прежнему очень чувствительны к цене продукции.

Недавно компания Nielsen Retailer growth strategies провела исследование на тему: “Что вы будете делать, если цена на консервированные овощи станет выше вследствие повышения стоимости сырья?”.

51% украинских потребителей ответили, что не станут покупать продукцию по возросшей цене, 40% респондентов сказали, что готовы покупать меньше, и только 9% сообщили, что готовы покупать тот же объем продукции.

Поскольку традиции домашнего консервирования в Украине довольно сильны, большая доля домохозяйств готова переориен­тироваться на домашнюю консервацию, если цены на заводские продукты вырастут. Текущий год в этом смысле не станет исключением.

Пока есть данные официальной статистики только за семь месяцев, но и они свидетельствуют о сокращении отечественного производства плодоовощной консервации. По данным Госстата, в январе — июле 2016 г. в стране произвели 32,4 тыс.т плодоовощной консервации, на 6,5% меньше, чем за аналогичный период 2015 г.

Свернули кухню
Снижение спроса и особенности выращивания овощей в этом году не добавляют оптимизма “консерваторам” и влияют на их производственные планы. Александр Хорев, руководитель проекта “АПК-Информ: овощи и фрукты”, рассказал, что в этом году ожидается, в частности, сокращение производства огурцов и томатов открытого грунта.

Потому что, во-первых, фермеры еще весной сообщали о планах сократить посевные площади, поскольку с консервными заводами с каждым годом все сложнее работать, а в условиях ограниченного экспорта грунтовых огурцов и томатов надежд на свежий рынок тоже немного.

Во-вторых, из-за засушливого аномально жаркого лета во многих хозяйствах плантации огурцов выгорели. И в результате в начале августа огурцы для переработки стоили 6 грн./кг, хотя в предыдущие сезоны в это время цена не превышала 4,5 грн./кг.

Кроме того, в этом году погода пагубно сказалась на качестве и количестве выращенных томатов. “Резкие перепады температур в середине лета привели к распространению грибковых заболеваний томатов, а такое сырье уже не подходит для дальнейшей переработки.

Однако даже сокращение предложения из-за снижения качества не создавало особых проблем при закупках предприятиями, так как по сравнению с предыдущими годами конкуренция на сырьевом рынке была не такой жесткой”, — рассказал Александр Хорев.

Переработка томатов в Украине в этом году резко сократилась. По данным аналитиков проек­та “АПК-Информ: овощи и фрукты”, сохранили объемы производства или несколько их увеличили только те компании, которые уже имеют опыт экспорта в ЕС (в основном производители томатной пасты) или еще в начале сезона заключили договоры на поставки с сетями и бюджетными организациями.

Другие компании, предвидя проблемы с реализацией, либо сокращали планы по переработке, либо вовсе отказывались от производства, так как у многих на складах еще оставалась нереализованная продукция предыдущего сезона.

Фермеры говорят, что заводы уже почти не закупают томаты, хотя в предыдущие сезоны в этот период сырье приобреталось довольно активно.

“Консерваторы”
В Украине работают более 230 производителей консервированных овощей. По данным компании Nielsen, Топ-5 производителей остается неизменным в течение последних трех лет и занимает более 50% рынка консервированных овощей: Bonduelle, “Верес”, “Господарочка”, Kernel, “Нежин”.

О том, что компании испытывают трудности с реализацией продукции, косвенно свидетельствует то, что они начали выпускать больше плодоовощной консервации под собственными торговыми марками (СТМ) сетей.

“Доля плодоовощной консервации СТМ сетей увеличивается и составляет 12% (в денежном выражении) — этот показатель один из самых высоких среди прочих продуктовых категорий.

Цена на продукцию СТМ в среднем на 20% ниже, чем на брендовую, и это один из главных факторов, который приводит потребителя в магазин за качественной продукцией СТМ”, — пояснила Анна Ильчук из Nielsen.

Внешняя торговля
По оценкам аналитиков проекта “АПК-Информ: овощи и фрукты”, за последние три года экспорт цельноплодной плодо­овощной консервации в натуральном выражении сократился в 3,5 раза, а в денежном — в 4,7 раза. Например, если в 2013 г. Украина продала за рубеж 32 тыс.т овощей консервированных с уксусом, то в 2015 г. — только 9 тыс.т.

Как уже упоминалось, большинство предприятий были нацелены на экспорт продукции в Россию, отправляя в эту страну до 70% выпускаемой консервации.

В 2014 г. российские СМИ, цитируя руководителей крупных торговых сетей, писали, что в целом для российской розницы запрет на украинскую консервацию будет безболезненным. Хотя отмечали, что “из всех товаров продукция “Верес” является все же очень значимой в своей категории”.

Но если для российских торговых сетей потеря украинских поставщиков была “безболезненной”, то для украинских крупных “консерваторов” потеря рынка РФ стала настоящим испытанием.

По словам Александра Хорева, введение запрета на поставки в РФ создало многим заводам проблемы с реализацией, так как на внутреннем рынке сбыть весь объем продукции довольно сложно, а для освоения новых рынков сбыта необходимо пересматривать рецептуру.

“В Украине и России действуют старые стандарты производства плодо­овощной консервации, которые уже не используются в странах ЕС, и ввоз такой консервации на европейский рынок крайне затруднителен”, — отметил эксперт. Хотя некоторые крупные компании довольно быстро сумели сориентироваться и переключиться на другие рынки.

В 2015 г. заметно вырос экспорт украинских плодоовощных консервов в Беларусь и Казахстан. И их доля в общей структуре экспорта цельноплодной консервации увеличилась до 27% и 16% соответственно. Возросший интерес этих стран наверняка связан с последующим реэкспортом продукции на рынок РФ.

Крупным украинским “консерваторам” трудно отказаться от российского рынка. В компании “Верес” (занимала третье место по продаже плодоовощной консервации на рынке РФ) не ответили на вопросы БИЗНЕСа о нынешней экспортной стратегии.

 Хотя российские СМИ писали, что после запрета крупные украинские производители плодоовощной консервации начали размещать заказы на контрактное производство продукции на российских заводах. Известно, что “Верес” в 2015 г. запустил производство на Горынском комбинате в Беларуси.

Из-за санкций вынуждены приспосабливаться и международные игроки. В частности, год назад Кристоф Бондюэль, генеральный директор и совладелец Bonduelle Group, говорил, что вследствие событий в Украине развалилась дистрибуторская сеть компании в Украине, куда Bonduelle ежегодно отправляла 15 тыс.т консервации из РФ.

 И что из-за девальвации гривни нецелесообразно экспортировать в Украину продукцию компании из Венгрии, Польши, Германии, Франции или Италии. Однако украинские потребители заметили, что консервация этой компании в рознице не исчезла.

Более того, на сайте Bonduelle указано, что плодоовощные консервы выпускаются в Украине. Где именно — в компании опять же умалчивают.

Очевидно, после конфликта с местными властями в 2012 г., когда международный игрок пытался организовать собственное производство в Украине, в компании предпочитают не распространяться о своей работе.

Участник рынка — о диверсификации экспорта

Оксана Тарасенко, генеральный директор ООО “ТД “Нежин”:

— Доля экспорта консервации ТД “Нежин” в РФ не превышала 40%. Предприятие всегда было ориентировано прежде всего на внутренний рынок.

После введения российского эмбарго мы старались максимально оперативно отреагировать на изменения рынка и организовать эффективную работу компании уже по новым правилам.

Прежде всего пересмотрели план производства, благодаря этому не допустили перепроизводства и не столкнулись с нехваткой оборотных средств.

Также мы расширили экспортный отдел и в срочном порядке адаптировали свой ассортимент под гастрономические вкусы иностранных потребителей.

Сейчас в нашей компании доля экспорта в общем объеме реализации составляет 35%. С 2014 г. мы поставляем продукцию в Грузию, Швецию, Болгарию, Германию, Исландию, Польшу, ОАЭ. Кроме того, увеличили отгрузки нашим партнерам в Израиле, Чехии, США.

Развиваем новое направление — производство продукции под собственной торговой маркой для наших партнеров из стран Балтии.



Последние новости: