На рекламно-коммуникационном рынке Украины наблюдается рост и появляются новые тренды

На рекламно-коммуникационном рынке Украины наблюдается рост и появляются новые тренды
574

Максим Лазебник, генеральный директор Всеукраинской рекламной коалиции

Рекламно-коммуникационная индустрия Украины в 2016 г., несмотря на продолжающиеся, мягко говоря, сложности в политической и экономической жизни нашей страны, перешла от падения и стагнации к росту.

Если предположить, что в 2017 г. в стране случится экспоненциальный рост экономики, все коррупционеры исправятся или уедут на море, после чего нас завалят инвестициями в конкурентные рынки, то рост индустрии продолжится семимильными шагами.

А пока мы наблюдаем и вдохновляемся хоть и не большим, но все же ростом в каждом сегменте. Рост рынка прямой рекламы в 2016 г. составил 27% по сравнению с 2015 г., положительная тенденция продолжится и в следующем году, во Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК) прогнозируют +28%.

Объем телевизионной рекламы увеличился на 36%. Значительно возросла доля спонсорства — около 65%. С одной стороны, на это повлияли законодательные ограничения на рекламу пива — спонсорские “пивные” бюджеты выросли в 2,5 раза, как минимум. С другой стороны, нельзя не учитывать и общемировой тренд повышения востребованности брендированного контента.

Пресса в этом году не отставала от ТВ: объем рекламы в этом сегменте в этом году превысил 1 млрд грн. Отметим, что “невидимые” ранее рекламные бюджеты специализированных изданий, особенно фармацевтических и аграрных, составляют очень значимую долю в общем рекламном пресс-пироге.

Оценивая состояние радиорекламы в 2016 г., нужно говорить прежде всего о возросшем спросе на этот медиа-канал со стороны не только национальных, но и региональных рекламодателей. Это стало причиной практически 100%-ного soldout (аншлага) осенних месяцев и декабря.

Более того, наблюдается невиданный ранее тренд: не сумев “втиснуться” со своей рекламой в ноябре и декабре, клиенты еще осенью покупают выходы в январе и феврале. Обычно первые зимние месяцы были более “спокойными”.

В рекламе Out-of-Home Media более денежной и исследованной является щитовая наружная реклама. И здесь, как и у радиорекламы, ключевые слова: 100%-ный soldout и рост рекламы в регионах. Особенно западнее Киева.

Компании Out-of-Home Media эти тренды не могут не радовать, ибо такая востребованность в отсутствие политической рекламы в этом году, а также сокращение количества носителей позволяет планировать рост рынка за счет медиа-инфляции, а не экстенсивного развития.

Востребованность щитовой рекламы позитивно влияет и на транспортную. Про indoor-рекламу известно меньше, но рост количества торгово-развлекательных центров и торговых площадей, наверняка, сказывается и на этом медиа-канале положительно.

В рекламе в кинотеатрах мы наблюдаем еще один “региональный” рекламный медийный феномен. Столкнувшись с заполненными радиоблоками, отсутствием свободных щитов и по-прежнему не имея достаточных средств для рекламирования на ТВ, региональные клиенты обратили свой взор на кинотеатры: рост на 46 %, или на 35 млн грн.

Рынок рекламы в интернете увеличился не менее чем на 33-35% в 2016 г., до более чем 4 млрд грн. Основными драйверами роста были мобильные системы, поисковики, цифровое видео. В 2017 г. ситуация будет аналогичной, прогноз — +28-30%.

Если говорить про nonmedia часть рекламно-коммуникационного рынка Украины, то рынок маркетинговых сервисов Украины, согласно прогнозу экспертов Международной ассоциации маркетинговых инициатив (МАМИ), в 2016 г. показал заметный подъем на 13%.

Востребованы все направления. Наиболее заметен рост по EventMarketing, что обусловлено желанием людей интересно проводить досуг, чем бренды/компании активно пользуются. Популярны программы для повышения лояльности существующих клиентов (TradeMarketing и Loyalty Marketing). Рост рынка маркетинговых сервисов объясняется оживлением на рынке и инфляцией.

EventMarketing в 2017 г. будет продолжать расти (+15%), что обусловлено не только приемом Евровидения
в нашей стране, но и активизацией брендов в данном сегменте по количеству запросов и уже реализованных проектов.

Рост рынка DirectMarketing в большей степени связан с ростом цен, считают в Украинской ассоциации директ-маркетинга. Но в абсолютных единицах он, скорее, просел, однако положительные тенденции все же есть.

Это связано с генерацией выручки и работой коллекторов. Впервые за несколько лет в 2016 г. проявил себя и рынок PR, который продолжит рост и в 2017 г.

Последние новости: