“Очень важно не сделать шаг назад”

“Очень важно  не сделать шаг назад”
768

Ольга Белькова, заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности:

— Какие основные нормативные решения определили ситуацию на энергетическом рынке в 2015 г.?
— Основная позитивная “нота” прошедшего года — политики наконец-то признали, что энергетика не является предметом политических торгов, а относится к сугубо экономическим вопросам.

Начавшийся переход к либеральной модели рынка газа, которая заложена во вступившем в силу Законе “О рынке природного газа”, дает надежду на то, что политики перестанут управлять тарифами и доверят это специалистам.

Конечно, плохо, что переход к рыночным методам определения тарифов начался в условиях падающей экономики — это нужно было сделать еще 20 лет назад. Понятно, что гражданам это не нравится, но откладывать дальше просто нельзя.

Кроме того, в актив 2015 г. можно внести и Закон о прозрачности в добывающих отраслях, который позволил “перезагрузить” взаимоотношения государства и добывающих компаний нефтегазового сектора.

Кстати, нужно сказать и о том, что в конце декабря парламент все-таки снизил на 2016 г. ставки ренты на добычу газа и исправил свою ошибку, допущенную еще полтора года назад.

— Какие законодательные решения в энергетической сфере потребуются в этом году в первую очередь?
— Очень важно не сделать шаг назад и не начать править уже сделанное; уже есть разные проекты, предполагающие фактически возврат к старым принципам расчета тарифов в том или ином виде.

К сожалению, в 2015 г. не удалось принять отдельный закон о независимом регуляторе в сфере энергетики. Можно утверждать самые хорошие законы, но без независимого рыночного регулятора монополисты все равно будут злоупотреблять своим положением.

Сейчас статус НКРЭКУ несколько неопределенный, и любое ее решение может быть оспорено в судебном порядке, как это уже было в 2015 г.

Для успешного развития украинского энергорынка в наступившем году крайне важны две составляющие. Во-первых, общий курс на либеральные реформы и переход на рыночные механизмы тарифообразования.

Во-вторых, профессиональный независимый орган, который обеспечит конкурентное поведение природных монополистов на рынке.

Также пока не готов очень важный законопроект “О рынке электрической энергии”, над которым сейчас работает группа народных депутатов.

И отдельно хочу упомянуть о целом пакете законодательных инициатив (как законопроектов, так и подзаконных актов), которые будут регулировать отечественную угольную отрасль.

В конце прошлого года при рассмотрении Бюджета мы в Комитете в очередной раз заслушали представителей государственных угольных шахт, обращавшихся с просьбой о субсидировании
на покрытие дефицита и развитие.

Такая ситуация повторяется ежегодно. На мой взгляд, давно нужно пересмотреть тарифы и подсчитать, насколько себестоимость добычи угля отличается от рыночной цены на него.

Если себестоимость выше, нужно честно признать, что мы не можем больше содержать убыточную угольную промышленность. То есть для рынка угля нужно сделать те же шаги, что и для рынка газа, — переход от кросс-субсидирования к субсидированию населения.

Также могу привести и пример несбалансированных платежей ГП “Энергорынок” всем видам генерации. В результате, например, атомная энергетика финансируется по остаточному принципу и в ней накапливаются проблемы.

В целом, все готовящиеся инициативы я могу охарактеризовать как переходные к рыночным механизмам оплаты за все виды генерации в Украине.

— Как планируется проводить в этом году приватизацию предприятий энергетического комплекса?
— Вопрос приватизации энергокомпаний я бы не ограничивала только 2016 г. — на ее проведение потребуются два-три года.

Нужна нормативная база, которая позволит, с одной стороны, привлечь эффективных собственников, которые предложат государству лучшую цену за активы, а с другой — решить политическую проблему и не допустить покупки предприятий представителями страны-агрессора.

Также требует обсуждения вопрос о том, какие предприятия следует оставить в государственной собственности. Например, опыт развитых стран показывает, что добычей углеводородов лучше управляет частный капитал.

Но реальность такова, что, скажем, компания “Укргазвидобування” пока не может быть эффективно приватизирована — на нее возложена социальная функция. Да и ее финансовое положение не самое лучшее.

Для начала необходимо “очистить” компанию от несвойственных ей видов деятельности, выравнять для нее фискальные условия и уже тогда планировать механизмы для приватизации.

Кстати, сейчас в экспертном сообществе обсуждается идея так называемой предприватизации. Это новый для Украины механизм, при котором профильный инвестор получает определенную долю активов под обязательства страны провести реформы в соответствующей сфере.

После чего в течение, скажем, пяти лет государство и инвестор развивают предприятие совместно. После этого проводится окончательная продажа с учетом интересов и инвестора, и государства.

Возможно, для “Укр­газвидобування” или, например, “Центр­энерго” механизм предприватизации подойдет лучше всего.

Последние новости: