Почему бензин дорогой?

Почему бензин дорогой?
1009

ценовая политика

Для украинцев автомобильное топливо было дорогим всегда — и в 2008 г., когда стоило 5-6 грн./л, и сейчас, когда стоит 22-24 грн./л. Тема цены на бензин — это всегда успех для СМИ. Учитывая это, она нещадно эксплуатируется политиками и чиновниками всех мастей при каждом удобном случае.

Почему же бензин столько стоит, а цены на него часто меняются нелогично? Мы решили “проехаться” по самым часто всплывающим вопросам и дать на них квалифицированный ответ.


1. В Украине есть монополия сетей АЗС, которые постоянно сговариваются

Классика жанра. Регулярно и не без удовольствия озвучивается чиновниками разного уровня. Следом обязательно идет соответствующее заявление Антимонопольного комитета о том, что дела возбуждают, трейдеров предупреждают и т.д. По мере стабилизации цен все забывается. Что же происходит на самом деле?

Согласно данным АМКУ, в Украине можно выделить две группы сетей АЗС.

Первая, торгующая по максимальным ценам, состоит примерно из 1100 АЗС (“Amic”, WOG, “ОККО”, Shell) и занимает 45% рынка.

Вторая группа АЗС, формирующих минимальные цены, относится к неформальной группе “Приват”, насчитывающей около 1500 АЗС под вывесками “Укрнафта”, ANP, “Авиас” и т.д., и занимает 30% рынка.

Оставшиеся участники рынка обеспечивают 25% продаж и в большинстве своем ориентированы на нижний ценовой сегмент. В целом, в Украине около 6500 АЗС, которые распределены между 1500 юрлицами. Это несметное количество игроков, которого нет ни в одной стране Европы, и это обеспечивает жесткую конкуренцию, благодаря чему у потребителя появляется выбор по цене, качеству, сервису.

За всю историю Украины АМКУ не доказал ни одного масштабного сговора между участниками рынка. Все случаи “параллельного” поведения и злоупотребления монопольным положением касались преимущественно рынков в границах отдельных населенных пунктов.

Елена Хилиенко,
генеральный директор сети “Параллель”:

— Все нефтетрейдеры Украины, если они соблюдают закон, работают практически в одних условиях. Формула, по которой рассчитывается розничная цена, у всех примерно одинаковая. Например, стоимость импортного топлива на границе (85% ресурса украинские операторы закупают за рубежом) составляет около 50% розничной цены.

 Еще около 40% приходится на налоги всех уровней, 2% — на логистику до нефтебазы, а операционные расходы (фонд оплаты труда, доставка на АЗС, эксплуатация АЗС, инвестиции в новые технологии и безопасность, маркетинг и т.п.) и доход совокупно составляют еще около 8%.

Таким образом, на АЗС с одним и тем же качеством сервиса, с топливом одного и того же типа цены будут примерно одинаковыми. Это объективные законы рынка.

2. Цены одинаковы и меняются синхронно.
Это признак сговора


Украина — импортер нефтепродуктов, около 80% бензина и дизтоплива поступает к нам из-за рубежа. В свою очередь, все закупки происходят с привязкой к ценам мирового рынка, разница в закупочных ценах составляет $2-5 за 1 т, а условия контрактов полностью идентичны.

Поэтому сейчас топливо в национальных сетях АЗС — это товар с не просто схожими, а практически одинаковыми характеристиками и одинаковой стоимостью. Падение доходов обострило внимание потребителей к стоимости, ведь отсутствие реакции на изменение цен у конкурентов грозит “зеваке” потерей клиентов (на снижении) либо прибыли (на подъеме).

Здесь показателен пример автогаза, который является “социальным” топливом. Как только на одной из двух соседних заправок снижается цена, вторая сразу же теряет поток клиентов. В странах ЕС, где количество сетей АЗС невелико, цены меняются синхронно — счет идет на минуты.

Стоит также заметить, что ценовое табло — лишь ориентир. По этой цене продается не более 20% топлива, тогда как около 40% — реализация по безналичному расчету для корпоративных клиентов, где для каждого своя цена. Дисконты в премиальных сетях достигают 3,5 грн./л.

Еще около 40% — продажа с использованием карт лояльности и со скидками в рамках постоянных рекламных акций, а скидку в 1 грн./л владелец карты лояльности, как правило, получает автоматически.

Фактически цена стелы — это цена лишь на 20% реализуемого топлива, остальных сделок участники рынка не видят и конкурируют ценой в очень широком диапазоне.

Андрей Бычков,
директор ООО “Торговый дом “СОКАР Украина”:

— Изменение цен на одном уровне происходит из-за общих для большинства компаний рыночных условий. Составляющие конечной цены одинаковы. Входящая стоимость составляет около половины цены. Более 40% — налоги, затраты на доставку и операционные расходы, которые тоже примерно одинаковы.

Операторы одного сегмента со схожими затратами находятся на одном ценовом уровне. В условиях минимальной маржи рынок достаточно чутко реагирует на изменение условий. Ценообразование абсолютно транспарентно.

При этом в условиях жесткой конкуренции никто не хочет проиграть борьбу за клиента как по качеству своих товаров и сервисов, так и по цене. Именно поэтому в рамках одного сегмента цены примерно идентичны
и крайне чувствительны к изменениям. Никакого сговора в этих изменениях нет.

3. Нефть постоянно дешевеет, а бензин в Украине только дорожает

Начнем с того, что “только дешевеет” нефть исключительно в украинских СМИ. В сводках новостей 2016 г. прослеживаются явный интерес украинских СМИ к ситуации на этапе падения цен и утрата внимания по мере их роста.

Объяснение этому, видимо, нужно искать в геополитической ситуации, которая диктует журналистам тон сообщений — новости о дешевой нефти и, как следствие, “радостных” перспективах России более востребованы обществом.

Тем временем с $27 за 1 баррель в середине января цена к маю выросла до почти $50. И когда такая динамика начала отражаться на ценовых табло украинских АЗС, вопрос подорожания нефти возник не сразу.

“Гривня укрепляется, доллар падает, цена на нефть более-менее стабильна, а цены на бензин растут”, — негодовал в начале мая народный депутат Борислав Береза, “позабыв”, что за четыре месяца стоимость нефти практически удвоилась.

Вячеслав Стешенко,
совладелец сети KLO:

— Как показывает практика, снижение цен на нефть сопровождается ослаблением курса гривни, поскольку дешевеют украинские экспортные товары, сокращается валютная выручка. Это, в свою очередь, приводит к подорожанию импортных товаров, к которым относятся и нефтепродукты.

Именно поэтому низкая цена на нефть не влечет за собой ожидаемого падения цен на АЗС, поскольку на долю стоимости нефти в цене нефтепродуктов в Украине приходится до 40%, а валютной составляющей — около 85%.

4. Цена на нефть упала с $140 до $30 за 1 баррель, а бензин подорожал с 6,5 грн./л
до 20 грн./л. Бензин у нас не из нефти?!


Популярная спекуляция, которую часто поднимают на свои знамена различные народные аналитики и политики. Между тем для корректного сравнения необходимо учитывать курс валюты, ведь топливо — товар импортный, а значит, приобретается за валюту.

 Кроме того, в валюте (в евро) установлены акцизы. В июле 2008 г., когда цены на нефть штурмовали уровень в $150 за 1 баррель, 1 л бензина А-95 стоил 6,5 грн., или $1,4. В январе 2016 г., когда цена на нефть достигла дна, 1 л бензина А-95 продавался в Украине в среднем по 19,25 грн., или $0,78.

Почему же бензин подешевел не в пять раз, как нефть? Потому что доля стоимости нефти в цене бензина не превышает 35%. Вот эта доля действительно подешевела впятеро, но остальные 65% стоимости никуда не делись.

Даже если 1 баррель нефти будет стоить $0, бензин на колонках не обесценится. Кроме сырья в структуре стоимости нефтепродуктов присутствуют налоги (около 45%), расходы на логистику, прибыль нефтепереработчиков и владельцев АЗС, эксплутационные расходы.

Например, если нефть будут отдавать даром, стоимость бензина в Украине составит около 15 грн./л, дизтоплива — около 12 грн./л.

5. Цены на АЗС только растут и никогда не падают

Динамика 2016 г. показывает четкую зависимость цен на нефтепродукты в Украине от нефтяных котировок. Схожая ситуация в Евросоюзе.

Разница видна между бензином и дизтопливом: Европа быстрее реагирует на изменение “дизельной” цены, поскольку спрос на этот продукт там выше, чем на бензин.

Также следует обратить внимание, что нетто-цены (без учета налогов) в Украине по-прежнему ниже, хотя фактически мы потребляем одни и те же продукты. Намного живее реагируют на нефтяные котировки цены в США, где налоги на топливо значительно ниже, чем в ЕС.

Из-за большой доли стоимости нефти в цене бензина и дизтоплива, нефтепродукты на АЗС в США дешевеют и дорожают быстрее и значительнее.

6. Почему на рынке такой разброс цен — на 2-3 грн./л? Кто торгует дорого, тот спекулянт

Действительно, такого разброса цен больше нигде не встретишь. В Европе стоимость топлива в разных сетях одинакова, исключение составляют автоматические заправки без персонала, что позволяет снизить цену на таких колонках в среднем на 3-5 евроцентов за 1 л (1-1,5 грн./л).

В Украине объяснение такому расхождению в ценах одно — уклонение от налогов. Доказать это очень просто: если от уровня минимальных цен на неф­тепродукты, которые мы видим почти на 50% заправок страны, вычесть налоги и по минимуму затраты на логистику, хранение и эксплуатацию заправок, мы увидим, что полученная в остатке закупочная цена либо равна рыночной, либо ниже ее.

Это означает, что такие АЗС торгуют либо без прибыли, либо даже себе в убыток, чего быть не может априори. Так как без затрат они работать тоже не могут, остается одно — неуплата налогов. Какие налоги не уплачены в таком случае? НДС, акциз, сбор с розничного оборота подакцизных товаров.

7. Наращивание производства нефтепродуктов в Украине позволит снизить цены на АЗС

Заблуждение, которым обычно злоупотребляют политики и чиновники. По результатам 2015 г. в Украине было добыто 2,45 млн т нефти и газового конденсата, которых хватило на покрытие лишь 16% потребностей страны в бензине и дизтопливе.

 Следовательно, для увеличения загрузки НПЗ нефть необходимо импортировать. И нефть, и нефтепродукты — биржевые товары, и цены на них привязаны к котировкам.

К слову, к мировым котировкам привязана и цена продукции компании “Укрнафта” — добытчика 90% нефти в стране. Поэтому избежать привязки к мировым ценам и курсу валют не удастся.

Недешево и производство топлива на украинских НПЗ. Причина — устаревшие технологии и отсутствие надлежащих инвестиций. Дешевизна украинского бензина — миф.

Единственное, на что действительно можно рассчитывать, — это на плавность изменения цен, так как технологический процесс переработки нефти намного длительнее периода поставки топлива по импорту.

Неоспоримым преимуществом активной работы внутреннего производства является создание рабочих мест как на самих НПЗ, так и в подрядных организациях, их обслуживающих.

Сергей Федоренко,
директор по коммерческим вопросам ПАО “Укргазвидобування”:

— Украина очень плотно интегрирована в европейский рынок. Даже если увеличить добычу и переработку сырья внутри Украины, продавать продукт сопоставимого качества дешевле импорта не имеет смысла. “Плюс” для рынка — расчет в национальной валюте, ритмичность и прогнозированность поставок.

Последние новости: