Полеты во сне и наяву

Полеты во сне и наяву
538

Пока крупные компании не включились в производство дронов, рынок формируют частные предприниматели

Буквально два-три года назад в Украине ниши коммерческого использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) — дронов — как таковой не существовало. В 2013 г. Валерий Яковенко, медик по образованию, поработавший в банке, и его партнер Февзи Аметов решили запустить проект по производству таких аппаратов. Так на свет появилась компания Drone.ua.

В начале реализации проекта партнеров вдохновили исследования, которые прогнозировали, что в будущем 95% коммерческих дронов будут использоваться в агросекторе. “Мы сразу выбрали концепцию коммерческого применения дронов”, — отметил Валерий.

Спустя три года предприниматели уверенно говорят, что не ошиблись, сделав ставку на эту нишу. Компания ведет свою деятельность в аграрной сфере, а также в сфере геодезии и топографии. Основные направления деятельности Drone.ua — разработка и внедрение отраслевых решений, предоставление услуг, предполагающих использование дронов, а также обработка получаемых с их помощью данных.

Сейчас в офисе компании работают шесть человек, два сотрудника — удаленно. В Украине компания реализовала уже 100 аппаратов. Развиваясь на внутреннем рынке, предприятие устремлено и во внешний мир.

Буквально в декабре 2015 г., когда в США запустили процедуру регистрации гражданских дронов, Drone.ua стала первой отечественной компанией, зарегистрировавшей в Штатах украинский БПЛА.

В январе текущего года стартаперы открыли предприятие в Риге (Латвия). Как сказал г-н Аметов, это возможность экспорта науч­ных разработок предприятия, отдельных комплектующих и собственно дронов.

Производитель развивается за счет собственных средств, без привлечения сторонних инвестиций. Хотя, по словам г-на Яковенко, у инвесторов есть интерес к этой теме. Работающие на агрорынке компании (поставщики удобрений и семян) рассматривают производство БПЛА как качественное дополнение своих сервисов.

Суммарный земельный банк сельхозпроизводителей, с которыми работает компания, —
1,5 млн га. По словам Валерия Яковенко, “это чуть больше, чем 5% посевных площадей Украины”. Основатели компании считают перспективным даже сохранение такой позиции на рынке в течение ближайших трех-пяти лет, хотя нацелены на большее.

И даже не столько на наращивание рыночной доли, сколько на то, чтобы на каждом гектаре из этих 1,5 млн га технология использования дронов применялась правильно.

За последний год, по словам предпринимателей, они уделяли больше внимания аналитике, обработке информации (которая собирается в полетах) и ее интерпретации.

Ведь заказчик должен получить не просто картинки, а четкие рекомендации для агронома. “Это своего рода агрономический консалтинг”, — пояснил Валерий.

Предпринимателям приходится, по сути, формировать спрос на эту услугу. Не в обиду местным компаниям, в Латвии аграрии более продвинутые, и им не нужно долго объяснять смысл и цели технологии. В Украине — не так.

“Чаще всего мы начинаем с простого мониторинга полей коптером, потом потихоньку подключаем элементы точного земледелия для формирования карт посевов, переходим на спектральные диапазоны съемки, затем к аналитике и так в течение двух лет взращиваем в агрокомпаниях понимание, что на самом деле представляет из себя дрон”, — рассказал Февзи.

Проблема еще и в том, что не всегда клиенты-аграрии подготовлены к имплементации инновационных подходов технически: не у всех есть компьютеры, позволяющие открывать большие файлы с результатами вылетов и рекомендациями.

Не у всех есть возможность вести посевные работы дифференцированно (сеялки не оснащены соответствующими функциональными возможностями). Не всегда у предприятий есть информация о состоянии полей, урожайности культур, выращенных на этих полях в предыдущие периоды, и т.д. Но молодых стартаперов это не останавливает.



Последние новости: