Полевая нишь

Полевая нишь
2202

Климат, конъюнктура и экономическая нестабильность вынуждают аграриев осваивать производство нишевых культур. В фокусе БИЗНЕСа их призовая пятерка

В конце февраля в Украине началась посевная. Причем, как прогнозируют в Минагрополитики, площади под посевами яровых зерновых увеличатся на 10,3% — до 7,5 млн га.

Такие ожидания объясняются тем, что из-за неблагоприятных погодных условий посевы озимых зерновых в стране сократились на 11%. С учетом этого структура зернового клина под урожай 2016 г. будет корректироваться. В качестве страховочных, или культур-заменителей, для пересева погибших зерновых или масличных участники рынка используют в том числе нишевые культуры.

Ниша
Надо сказать, у экспертов нет единого мнения относительно того, какие сельскохозяйственные культуры считать нишевыми. Например, по мнению Марии Колесник, руководителя аналитического департамента “Консалтингового агентства ААА”, к нишевым можно относить культуры, требующие в дальнейшем глубокой степени переработки и используемые в смежных отраслях, таких как фармацевтическая, кондитерская, текстильная.

Это могут быть лен, конопля, расторопша, рыжик, горчица. Но чаще всего к нишевым относят зерновые и масличные, объемы производства которых в разы меньше по сравнению с основными массовыми культурами — пшеницей, ячменем, кукурузой, подсолнечником, соей и рапсом. Это горох, рис, гречиха, сорго, нут, просо и др.

Как уже упоминалось, аграрии используют “немассовые” зерновые и масличные в качестве “подушки безопасности”. Например, агрономы говорят, что поскольку гречиха является одной из наиболее поздних (по времени сева) яровых культур, ею хорошо пересевать погибшие озимые.

 Для этих целей также подходит лен. Чтобы снизить потери, вызванные засухой, некоторые участники рынка заменяют традиционные зерновые или масличные, например, засухоустойчивым сорго.

“Технологии выращивания кукурузы и сорго схожи, но сорго более засухо­устойчивая и урожайная культура с меньшей себестоимостью. С помощью сорго фермеры могут диверсифицировать риски. Особенно это актуально для засушливых регионов”, — отметил Константин Иванюк, начальник отдела маркетинга компании Syngenta в Украине.

Помимо компенсации рисков нишевые культуры позволяют разнообразить севооборот и улучшить почву.

Интерес
Разумеется, массового интереса к выращиванию нишевых культур у аграриев быть не может,
в противном случае они перестали бы быть нишевыми. Однако считать их исключительно инструментом регулирования севооборота тоже не стоит.

Особенно в условиях снижения мировых цен на основные сельхозкультуры, прежде всего кукурузу и пшеницу. Разумеется, в арсенале аграриев остаются востребованные и высокомаржинальные подсолнечник, соя, рапс, но исключительно ими украинские черноземы не засеешь.

Поэтому эксперты прогнозируют, что в этом и в следующем годах интерес аграриев к нишевым культурам, после некоторого спада в прошедшие два сезона, повысится. И способствовать этому будут не только упомянутые колебания цен на массовые культуры на мировом рынке, но и изменившаяся система налогообложения агросектора.

Специфика
Хотя факторов, сдерживающих развитие этого сегмента, тоже предостаточно.

Во-первых, опыт компаний. Точнее — его отсутствие.

При подготовке этого материала БИЗНЕС с удивлением обнаружил, что выращивание нишевых культур для многих аграриев — настоящая Terra incognita.

Мелкие и средние сельскохозяйственные компании, для которых, собственно, нишевые культуры наиболее интересны, не всегда представляют, как их выращивать, а самое главное — кому их продавать.

Правда, по словам Ларисы Стариковой, координатора Аграрного союза Украины (АСУ), многие уже готовы рассматривать, пробовать, думать, обмениваться опытом. Во-вторых, как пояснил Денис Белов, инвестиционный менеджер корпорации “Сварог Вест Груп”, особенность рынка нишевых культур в том, что он подвержен более сильным ценовым колебаниям (чем массовые культуры. — Ред.).

Объемы производства этих зерновых или масличных также могут заметно изменяться от года к году в зависимости от рыночной конъюнктуры. Что в отсутствие грамотного прогнозирования спроса повышает риски аграриев.

В-третьих, и это, пожалуй, наиболее важное: отнюдь не все сельхозпроизводители готовы этот самый спрос формировать самостоятельно. Как сказал г-н Иванюк, для этого необходимо, по крайней мере, наладить более тесные контакты между фермерами и трейдерами.

“Сельхозпроизводитель хочет быть уверенным в том, что его урожай купят, а если такой гарантии нет, то он будет не особо заинтересован в выращивании нишевой культуры, будь это сорго, горчица, лен или что-то другое”, — отметил г-н Иванюк.

Правда, прилагать дополнительные усилия для того, чтобы получить гарантированный сбыт, аграрии не спешат. Мария Колесник, в частности, рекомендует фермерам выращивать лен, коноплю, расторопшу, рыжик, горчицу и другие культуры исключительно под конкретного переработчика, заключая с ним форвардные контракты.

Что касается крупных агрокомпаний, то они сосредоточены на традиционных культурах, что обусловлено возможностью использования эффекта масштаба.

“Крупным игрокам нишевые культуры могут быть интересны только для определенных технологических потребностей (например, для улучшения почвы. — Авт.) или при наличии постоянного спроса”, — пояснил г-н Белов.

Так, в частности, “Сварог Вест Груп” обратила внимание на нишевые культуры несколько лет назад в поисках альтернативы традиционным полевым культурам. Проведя исследования, компания остановилась на таких культурах, как штирийская голосеменная тыква, масличный лен, фасоль, горчица и спельта.

 “Выбор основывался на рентабельности их производства, климатических и географических особенностях региона, а также технологических возможностях компании”, — резюмировал инвестиционный менеджер.

Причем на своем семенном заводе (с.Лотовка, Хмельницкая обл.) компания дорабатывает произведенное, что позволяет получать товар более высокого качества и, соответственно, с более высокой ценой.

По мнению Дениса Белова, с развитием производства нишевых культур будет развиваться
и их переработка, поскольку спрос на такие продукты есть.

Константин Иванюк предположил, что в ближайшее время популярными нишевыми культурами
в Украине будут горох, гречиха, просо. Например, сейчас под горохом площадей примерно в три раза больше, чем под сорго.

Рейтинг

Чтобы понять, какие нишевые культуры были наиболее востребованными в 2015 г. на внешнем рынке и сколько аграрии смогли на них заработать, БИЗНЕС совместно с информационным агентством “АПК-Информ” составил рейтинг по итогам экспорта и расчетной экспортной выручки с 1 га. По результатам исследования, в Топ-5 нишевых культур вошли лен, нут, сорго, рис и гречиха.

Первую позицию в этом списке, несмотря на сокращающиеся посевы, заняло сорго. Именно его реализация позволила получить максимальную валовую экспортную выручку в 2015 г. среди всех номинантов этой пятерки (см. “Рейтинг” на стр.41).

А вот расчетная экспортная выручка от реализации с 1 га кардинально меняет позиции некоторых культур в этом рейтинге. В частности, она оказалась самой большой у риса. При урожайности 53,3 ц аграрии выручили с 1 га $3210.

“Конечно, многие из указанных культур ориентированы на внутренний рынок, и их прибыльность нужно анализировать с учетом внутренних цен, которые, как и затраты на производство, подвержены существенным колебаниям в текущей экономической обстановке, — отметил Андрей Купченко. — Но сложившийся дефицит одних культур и возможности эффективной реализации других заставляют обратить внимание именно на рассмотренную группу”.

РИС
Рис — фактически единственная зерновая культура, посевы которой не удастся увеличить
в рамках одного сезона, так как это связано с колоссальными затратами, учитывая особенности технологии возделывания.

Но при высокой урожайности рис обеспечивает достаточно высокую же выручку от реализации. По словам Анд­рея Купченко, аналитика ИА “АПК-Информ”, после утраты площадей в Крыму посевы под рисом в Украине составляют около 12 тыс.га, что позволило обеспечить валовой сбор культуры в 2015 г. на уровне 63 тыс.т.

Внутренняя потребность украинского рынка, которую на текущий сезон эксперт оценивает примерно в 140 тыс.т, обеспечивается за счет импорта из азиатских стран. При этом в 2012/13 и 2013/14 маркетинговых годах (МГ) экспорт этой культуры достигал 36 тыс.т в сезон. В 2015 г., по данным ИА “АПК-Информ”, Украина продала на внешний рынок 1,6 тыс.т риса.

СОРГО
Как отмечают эксперты, посевы сорго изменяются ситуативно и формируются внешним спросом, так как эта культура менее востребована на внутреннем рынке.

Поэтому площади посевов сорго за последние пять сезонов колебались от 172 тыс.га в 2012 г. до минимальных 52 тыс. га в 2015 г. Почти весь выращенный урожай (60-66%) уходит на экспорт. В 2015 г. было экспортировано 145,9 тыс.т сорго на $22,2 млн.

ГРЕЧИХА
Хотя гречка является традиционной крупой в питании украинцев, последние пять сезонов площади посевов этой культуры планомерно сокращаются.

По оценкам ИА “АПК-Информ”, под урожай 2015 г. площади под гречихой сократились до рекордно низких 132 тыс.га, что на 58% меньше, чем было посеяно в 2011 г.

При этом валовой сбор культуры в текущем сезоне составил всего 127 тыс.т против 271 тыс.т в 2011 г. Внутреннее потребление гречихи в Украине оценивается в 150 тыс.т и пока, отмечает г-н Купченко, обеспечивается только переходящими остатками.

“Для восстановления объема производства и обеспечения потребностей внутреннего рынка уже в этом сезоне крайне необходимо расширить площади под гречихой. Тем более что перспективы ее импорта весьма туманны, поскольку в основном эту культуру традиционно закупали в России”, — сказал г-н Купченко.

Причем даже на фоне внутреннего дефицита гречиха может рассматриваться в качестве экспортной культуры. В 2015 г. Украина продала на экспорт 1,5 тыс.т гречихи.

НУТ
Как и для льна, для нута также было характерно активное наращивание посевных площадей вплоть до 2014 г.

По данным ИА “АПК-Информ”, под урожай 2013 г. суммарные посевные площади под зернобобовыми культурами (нут, чина, маш) составили 34,9 тыс.га, что на 81% больше, чем в 2011 г. (19,3 тыс.га). При этом валовой сбор за этот период увеличился в 2,1 раза, достигнув 281,7 тыс.т.

В 2014 г. площади под этой группой культур сократились до 13,4 тыс.га, или в 2,6 раза, по сравнению с показателем 2013 г. Надо сказать, что украинский нут активно экспортируется. В 2014 г. Украина продала за рубеж 12,7 тыс.т нута на $4,8 млн.

Причем экспортные цены на эту культуру растут, что делает ее достаточно привлекательной для сева. Тем более что как бобовая культура нут является хорошим предшественником для других культур, так как обогащает почву азотом.

Однако эксперты предупреждают и о рисках, связанных с потерей урожая в поле. Андрей Купченко говорит, что, например, в 2011 г. при посевной площади под упомянутыми зернобобовыми на уровне 19,3 тыс.га урожай был убран всего с 15,5 тыс.га.

ЛЕН
Интерес к выращиванию льна в Украине повышается. По данным ИА “АПК-Информ”, за последние 15 лет площадь посевов этой культуры увеличилась больше чем в 14 раз (с 2,3 тыс.га в 2000 г.
до 33,7 тыс.га в 2014 г.), а валовой сбор — в 34 раза (с 1,2 тыс.т до 40,8 тыс.т).

Тем не менее в последнее время началось постепенное сокращение посевов.
И в результате в 2014/15 МГ площадь под льном уменьшилась на 27% по сравнению с предыдущим сезоном.

Правда, это ничуть не сказалось на валовом объеме производства. Фермерам благодаря рекордной урожайности удалось собрать
40,8 тыс.т
льна, что на 61% превышает валовой сбор в 2013/14 МГ.

Это также может свидетельствовать о том, что фермеры пошли по пути интенсификации выращивания данной культуры. Эксперты говорят, что сокращение производства льна в Украине в последние несколько лет обусловлено невысоким спросом переработчиков.

Но не исключено, что и инертностью самих аграриев. Многие операторы отказываются от выращивания льна в пользу более рентабельных и привлекательных в ценовом отношении культур, таких как подсолнечник, соя.

Хотя есть игроки, которые, выбрав для себя лен как основную культуру, именно в последние годы активно наращивают как его производство, так и экспорт.
Последние новости: