Полна коробочка

Полна коробочка
255

В этом году производители картонно—бумажной упаковки будут пробовать на “зуб” рынок ЕС и браться за мелкие и средние заказы в Украине

Производителям картонно-бумажной упаковки в Украине несладко. По словам Эдуарда Литвака, исполнительного директора Ассоциации украинских предприятий целлюлозно-бумажной отрасли “УкрПапiр”, если ранее рынок упаковки ежегодно рос в количественном выражении на 4-8%, то в течение “суперкризисных” 2014-2015 гг. он сократился не менее чем на 18-20%.

Основные причины — падение платежеспособного спроса населения, сокращение производства товаров в упаковке.

Принимая во внимание избыточность в Украине мощностей по ее выпуску, участники рынка пытались заработать на поставках продукции в страны СНГ и прежде всего в Россию, на которую приходилось более 65% экспорта.

Однако в 2015 г., вследствие понятных причин, экспорт в РФ сократился более чем на 40%. С учетом приостановления действия ЗСТ России с Украиной, которое было оформлено указом президента РФ №628 от 16.12.15 г. и вступило в силу 01.01.16 г., ситуация может усугубиться.

По мнению пессимистов, экспорт в эту страну в 2016 г. может сократиться еще на 15-25%.

Оптимисты же считают, что на украинский рынок в целом данное обстоятельство существенно не повлияет.

Ведь только 10% произведенной в Украине упаковки отправляется на экспорт (в Россию, соответственно, еще меньше. — Ред.), остальное реализуется внутри страны.

Поэтому главная задача производителей тары и упаковки в жесткой конкурентной борьбе — бороться за заказчиков — производителей пищевых и непищевых продуктов, расширяя ассортимент и переходя на более дешевую упаковку из современных, прочных, недорогих материалов, а также выполняя малые и средние заказы (см. также стр.54-56).

Борьба за заказчиков, особенно лидеров пищепрома, имеет смысл и потому, что в связке с ними легче будет выйти на рынок ЕС. Ведь вступление в силу 1 января 2016 г. торговой составляющей Соглашения об ассоциации Украины и ЕС вовсе не означает, что отечественных производителей тары и упаковки там встретят с распростертыми объятиями.

На европейском рынке, как и на украинском, трудно протолкнуться, поэтому наиболее приемлемый вариант — закрепиться в качестве поставщика упаковки для крупного экспортера, который вывозит в ЕС конечный продукт.

Впрочем, как уверяет Валерий Кривошей, президент Клуба упаковщиков Украины, на рынок ЕС можно попасть и другим путем. Например, с помощью транснациональных компаний, пришедших в Украину для производства своей пищевой продукции (кондитерских изделий, кетчупов и т.п.) и постепенно перешедших на отечественную упаковку.

Следует отметить, что оба пути требуют от “упаковщиков” перенастройки производства. Ведь производителям продуктов необходима разнообразная упаковка для мелких партий товаров. А это значит, что производители упаковки должны иметь под рукой современное оборудование, позволяющее быстро переходить с выпуска одного вида упаковки на выпуск другой.

Например, многие европейские конкуренты внедряют цифровую печать, чтобы оперативно менять дизайн, производить единичные и эксклюзивные варианты упаковки. Помимо этого, по мнению г-на Кривошея, некоторым производителям упаковки необходимо осваивать новые технологии. Например, производство гибкой многослойной полимерно-бумажной упаковки.

В целом же специалисты сходятся во мнении, что в этом году, с учетом вышеназванных особенностей, рынок тары и упаковки падать, как в прошлом году, не будет.

Последние новости: