Репутация или прибыль?

Репутация или прибыль?
415

Сергей Михайлик, директор компании "Автотранс"

Как бы ни критиковали темпы борьбы с коррупцией нынешней власти, для меня, как предпринимателя, они выглядят колоссальными. Уже сегодня сделано немало шагов для наполнения местных бюджетов, для нормализации ситуации с госзакупками, а значит, и для улучшения условий работы бизнеса.

Иное дело, что инициативы Киева с трудом доходят до адресатов на уровне регионов, где всеми путями пытаются сберечь “хлебные” места.

Впрочем, большинство схем не были бы успешными без участия второй стороны — бизнеса. Сохраняющиеся возможности распила бюджетных средств ставят предпринимателей перед выбором: сохранить лицо или заработать больше.

Например, я считаю, что система госзакупок ProZorro — революционный шаг по искоренению коррупции, особенно в регионах. Имея здоровый скепсис, мы удивились, когда выиграли несколько тендеров на поставку топлива государственным ведомствам дешевле, чем они закупали раньше.

Впрочем, радоваться пришлось недолго — результаты тендера заказчик оперативно разорвал, а на новом победила компания, предложившая топливо на 2 грн./л дороже. Еще один вариант — блестяще выиграть тендер с заниженной ценой, а после победы в несколько этапов поднять по 10% цену до нужного уровня.

Значит, как чиновника, так и поставщика устраивает то, что очередной ремонт в детской больнице отложен
на неопределенный срок.

Больная тема — розничный акциз на нефтепродукты. Почти полтора года назад центральная власть дала регионам возможность хоть как-то залатать дыры в бюджете — собирайте! Но нет!

По своей природе, это очень правильный налог. Да, система его начисления не совершенна, нужно ее обсуждать, выходить с законодательной инициативой, искать единомышленников и менять ситуацию.

А по факту выходит, что платить налог — моветон. Например, в Полтавской области, по большому счету, розничный акциз с продажи топлива в полном объеме платят, кроме “Автотранса”, единицы. “Принято такое решение по компании”, — говорит менеджер компании-партнера, которая в рамках межэмитентного обмена талонами присылает ведомость на компенсацию без акциза.

Это рынок с максимальным уровнем конкуренции, и отсутствие тут единых правил сразу же искажает всю картину. Благое намерение — наполнение местных бюджетов — обернулось мощной дестабилизацией конкурентной среды.

И снова выбор: либо платить и торговать в минус, либо уклоняться и что-то зарабатывать.

Налоговики не могут повлиять? — Могут, но только региональные. Причем оценить сумму потерь нетрудно — литраж проданного топлива ГФС известен. И я задавал им этот вопрос, но вразумительного ответа
не получил.

Как и от местных властей, которые в первую очередь должны быть заинтересованы в полной уплате этого налога. То есть вопрос снова остается нерешенным на местном уровне. Очевидно, что налог нужно реформировать, однако этот вопрос волнует лишь единицы операторов. Остальным проще его не платить и оставаться в равных условиях с себе подобными.

Я думаю, что на топливный рынок уже никогда не вернутся заработки, которые там были пять-шесть лет назад. Сегодня конкуренция за каждую копейку куда выше.

Поэтому при таком уровне государственного контроля уплата налогов, наполнение бюджетов воюющей страны, прозрачное участие в госзакупках — это прежде всего вопрос чести.

Немного утрируя, можно сказать, что борьба на рынке нефтепродуктов, к сожалению для потребителя, переместилась из плоскости качества топлива, чистоты туалетов и уровня обслуживания клиента в плоскость поиска лазеек в тендерах и мастерства игры в “кошки-мышки” с государством.

В “мутной воде” поймать большую рыбу проще, тут и спорить нечего. И сохранить репутацию в такой ситуации может не каждый.

Я искренне верю, что у нашей страны большое будущее, но построить его мы можем только совместными усилиями. На самом деле для этого нужно не так много — всего лишь оставаться добросовестным человеком.
Последние новости: