“С инвестором очень важна личная химия”

“С инвестором очень важна личная химия”
751

Ярослав Ажнюк, CEO компании Petcube

Тебе еще нет 30 лет, а твоя компания уже заработала свой первый миллион, о тебе знают в мире и “The Financial Times” и Google номинировали тебя как лучшего инноватора Европы. Это все — об одном из успешных предпринимателей Украины Ярославе Ажнюке, СЕО компании Petcube.

Уникальный проект “лазерной указки”, с помощью которой можно играть с домашними животными удаленно (через интернет), принес его разработчикам не только мировую славу, но и миллионные доходы. Чем живет Petcube сейчас и какие планы строит — в эксклюзивном интервью БИЗНЕСу.

— С момента основания компании вы привлекали несколько раундов инвестиций. Сколько это в общей сложности?
— $3,8 млн.

— В ближайшее время ожидаются инвестиции?
— Как только будут, мы объявим.

— Сейчас Petсube в основном ориентирован на американский рынок. Какие еще вам интересны?
— Мы глобальная компания, и американский рынок — наш первый рынок. 90% доходов компании приходит именно оттуда. Также мы представлены в Великобритании, Канаде, Австралии, продаемся и в Украине.

— Как в Украине идут продажи?
— Это небольшие объемы по сравнению с США, но они есть. Мы также совсем скоро запустимся в Японии и Европе.

— Была информация о том, что за 15 месяцев с момента открытия продаж вы заработали $2,5 млн.
— Это правда, в марте мы об этом объявляли. Но сейчас эта цифра в разы больше. Дела идут хорошо.

— Сколько человек сейчас в команде Petcube?
— Более пятидесяти. Около 40 человек в Украине, 12 — в Сан-Франциско, трое — в Китае. В Украине у нас разработка, поддержка пользователей и маркетинг, в Штатах — маркетинг, продажи. Я время провожу в основном в США. В следующем году в Украине будет больше сотрудников.

— Какие у вас задачи в проекте?
— Я много времени трачу на то, чтобы понять, куда нам двигаться и движемся ли мы в правильном направлении. Также моя обязанность — это администрирование работы всей команды. Я — человек, который знает все, что происходит, человек, который координирует всю работу и который в конце концов отвечает за результат. Если в компании что-то не так, то это моя проблема.

— Совсем недавно вы попали в список “The Financial Times” и Google как один из лучших инноваторов Европы. Как этот список вообще формировался? Вы что-то знали о нем?
— Нет, я не знал ничего об этом списке, для меня это было неожиданно. Я думаю, что это признание заслуг и достижений Petcube как компании и в меньшей степени — моих лично. Почему? Наверное, потому, что мы одна из украинских компаний, продукты которой продаются на полках тысяч американских магазинов.

— Продукция Petcube представлена во многих крупных сетях США, в том числе Amazon, Best Buy. Трудно выйти на такие гигантские площадки?
— Нет. Трудно создать продукт, которые они захотят продавать.

— То есть вы просто предлагаете свой продукт Amazon, а они решают, продавать его или нет? И нет порогов вхождения на полку?
— Примерно так. Цикл продажи продукта на Amazon составляет около девяти месяцев (от момента переговоров до попадания на полку. — Ред.), на других площадках — от шести до 12-18. Как только мы начали доставлять свои продукты, некоторые сети к нам пришли сами.

К примеру, Amazon еще до того, как мы начали доставку, пришли к нам также Best Buy, Brookstone. Сначала мы сотрудничали с небольшим агентством с функцией аутсорсинга продаж, но нам не очень понравилось с ними работать. Через полгода мы наняли опытного руководителя для направления продаж.

До этого он работал в Pepsi, L’Оreal, в компании, реализующей pet-еду премиум-сегмента. Он очень опытный. Последние полтора года занимается нашими продажами, строит свою команду. У него это очень хорошо получается.

— В Украине вы представлены в Citrus. В каких еще сетях?
— Мы были в Moyo, но не знаю, присутствуем ли там сейчас.

— Вы разрабатываете и другие гаджеты для животных. Расскажите о новинках.
— Наше видение бизнеса было четким с самого начала и мало изменилось с тех пор. Во-первых, мы понимали, что товары для домашних животных — это сфера, где инноваций не было десятилетиями.

 Американцы тратят $60 млрд в год на домашних животных. Для сравнения: ВВП Украины в 2016 г. составляет около $87 млрд. Это огромный рынок, и на этом можно построить бизнес, создавая технологичные, красивые продукты для владельцев домашних животных.

Во-вторых, мы поняли, что если подсоединяем десятки миллионов домашних животных к интернету, то меняем игру. Например, как Facebook подсоединяет к интернету всех людей, Uber — машины. Когда у тебя есть огромное количество данных о какой-то новой сущности, которая полностью оцифрована, происходят непредсказуемые вещи, открывающие новые экономические возможности.

Третье, что мы поняли, — это то, что если у нас есть видео сотен тысяч камер, снимающих, как животные бегают, играют с лазером, это может стать не только продуктом, но и целой компанией, и сейчас мы на этом пути. Ведь эти видео потом выкладывают в Youtube — это одна из самых популярных категорий.

Мы разобрались, как делать классные камеры, создали категорию, которую называем Connected Pet, и лидируем в ней. Наша камера для домашних животных — наиболее популярный гаджет по показателям продаж. Нашим следующим шагом будет построение сообщества людей, которые любят животных, которым нравятся видео с ними, вокруг контента, создаваемого нашими пользователями и нами.

— Как-то в интервью вы говорили, что планируете создать сеть наподобие Facebook, но для животных. Вы уже создали ее?
— Это, скорее, Youtube о животных.

— То есть она будет на основе Youtube?
— Нет, это будет полностью наша разработка. Если вы сейчас загрузите мобильное приложение Petcube, вам не нужно иметь камеру, чтобы пользоваться им. В приложении можно поиграть с чужими животными. У нас есть партнерская программа с приютами, которым мы предоставляем Petcube по сниженной цене, и им это помогает найти владельцев для бо́льшего количества животных.
Вторая версия Petcube, которую мы запустили несколько месяцев назад, имеет функцию ночного видения.

— Какие у нее еще функции?
— У нее камера лучшего качества, лучшие звук, лазер. Эта версия меньше, у нее иной дизайн, ее легче подключать. Но наиболее существенное изменение — это улучшенная камера. Кроме того, в следующем году мы запускаем Petcube Bites, это камера с кормушкой.

Это устройство больше, его можно повесить на стену или поставить на стол, в нем есть емкость для корма и пушка, выстреливающая этим кормом. Для пользователя это выглядит как игра в Angry Birds.

Также недавно мы запустили сервис Petcube Care. Он использует сенсор камеры и микрофон для того, чтобы определить в комнате движение или звук. Информация записывается и хранится в облаке. Если дома произошло какое-то событие в ваше отсутствие, то в мобильном приложении вы сможете это увидеть. Это полезно и для безопасности животного, и для безопасности в целом.

— Таким образом, вы вышли и на рынок безопасности дома.
— Да. В США все больше людей покупают наши камеры, так как они гарантируют также безопасность дома. Но если проанализировать статистику за год, грабежи случаются не так часто, а животные дома каждый день. У нас иное направление. Мы говорим, что наши камеры предназначены для коммуникации с животными, но если вас грабят, вы это тоже увидите.

— Сколько уже продано ваших устройств?
— Эту информацию мы не разглашаем.

— Какая миссия у компании и непосредственно у вас?
— Миссия компании, как мы шутя называем ее между собой, — это спасти всех кошек и собак от скуки. Реально улучшить жизнь людей и животных, создавая технологичные продукты. Petcube не самая успешная технологическая компания в Украине, но наш успех, наверное, самый известный.

Мы сознательно много рассказываем о том, что и как делаем. Это очень важно для того, чтобы другие украинские предприниматели видели, что это возможно, и пытались создавать амбициозные проекты для глобального рынка.

Нам пишут сотни украинских предпринимателей, и мы их вдохновляем, они движутся вперед и достигают успехов. Это стало большим мотиватором для меня, соучредителей и всей украинской команды.

Мы видим свою задачу в том числе и в том, чтобы стать ролевой моделью, показать, что с Украиной можно построить глобальный технологический бизнес, который станет #1 в мире в своей категории. Мы хотим, чтобы через несколько лет таких компаний было гораздо больше.

— А ваша личная миссия совпадает с этой?
— Моя личная миссия — создать рай на земле в Украине. Так сложилось, что меня очень интересует улучшение жизни в нашей стране, я думаю, что здесь есть невероятный потенциал. Сейчас, если ты предприниматель, тебе следует смотреть на это стратегически и думать, как свою ситуацию использовать с наибольшим преимуществом, как использовать сильные стороны.

Наши сильные стороны — у нас одна из самых дешевых образованных рабочих сил в мире и невероятные, по мировым меркам, потенциал и энергия в людях, которые выливаются в революции, происходящие у нас каждые десять лет. Благодаря всем событиям люди просто горят, чтобы показать, что они могут. Это надо использовать.

Наши слабые стороны — нехватка лидерства, амбиций, визионерства. Этим мы обязаны коммунизму. Начиная от раскулачивания, уничтожившего весь класс предпринимателей, и заканчивая человеческой безответственностью, потому что она была коллективной. Еще один недостаток — незнание английского языка. Это мешает нам создавать глобальные проекты и успешно коммуницировать с миром. Эти вещи нужно сознательно преодолевать и улучшаться в них, использовать свои преимущества.

В Украине можно и нужно делать мегапроекты, крупные, инфраструктурные, которые будут вдохновлять сотни тысяч людей. Что-то из серии “давайте сделаем украинский электромобиль, давайте сделаем абсолютно нового типа технологичную фабрику, которая будет полностью роботизированной, где с одной стороны входят дерево и металл, а с другой выходит упакованная мебель Ikea-style”.

Таких идей немало. Есть идеи инновационные, есть и такие, которые надо копировать из мировой успешной практики. С украинскими инженерами, разработчиками, экономистами такие идеи здесь реализовывать в 5-10 раз дешевле, чем в Штатах.

Если ты визионер, лидер, который способен показать видение, свой опыт, привлечь под это финансирование с Запада и использовать все это, чтобы развиваться в Украине, ты за эти деньги построишь то, из чего твои конкуренты в США могут построить только 10%.

Я думаю, это хорошая возможность для Украины. А свою роль в качестве предпринимателя я вижу в том, чтобы делать так, чтобы эти вещи происходили. Необязательно я должен это делать. Я сейчас полностью сфокусирован на Petcube, но я езжу по украинским городам, где делюсь опытом Petcube с целью показать, что все возможно.

— Какие советы вы можете дать молодым предпринимателям?
— Совет, который я даю всем предпринимателям, — важно провести много времени за размышлениями, над какой идеей вы хотите работать. Многие люди начинают работать над первой идеей, которая пришла им в голову. Иногда надо подумать над ней, усовершенствовать, и это сэкономит много времени.

Если ты начнешь работать над идеей, которая не нужна, или которая уже есть, ты можешь потратить на нее год-два-пять, а потом понять, что люди в этом не нуждаются. А еще нужно больше амбиций. Стоит начинать с малого, но видеть большую цель.

Для этого нужно много путешествовать, много читать, быть любознательным, пытаться понять, как работает мир, где технологии сейчас, где они будут через несколько лет. Это абсолютно возможно в Украине с украинским образованием.

— Есть такое предположение, что в ближайшее время может повториться ситуация 2000-х годов, когда лопнули все доткомы. Как вы думаете, это возможно?
— Уже несколько лет в Кремниевой долине идут дискуссии о том, повторится ли кризис. Одни говорят, что это вот-вот случится, и говорят это уже последних лет шесть. Другие считают, что на нынешняя ситуация абсолютно отлична от ситуации 2000 г. Ведь в 2000 г. интернет в мире использовали около 50 млн человек. А сейчас — более 2 млрд.

Такие компании, как Google, Facebook, Amazon, Apple, входят в Топ-10 самых дорогих компаний мира. И действительно создают ценность. Это не спекулятивный спрос. Рынок может в определенной степени остыть. Это мы говорим о рынке США. Украинского рынка на глобальной карте не существует.

Наша экономика настолько невелика по сравнению с глобальной, что я не вижу смысла предпринимателям, которые могут делать что-то глобально, делать это в Украине. То есть делать в Украине нужно, но не ограничиваться только украинским рынком.

— Кого из инвесторов вы хотели бы видеть в своем проекте?
— С инвестором очень важна личная химия. Есть фонды #1 в мире вроде Sequoia Capital, с которыми мечтают работать все предприниматели. У них большая история успеха, мощная сеть знакомств в мировом технологическом бизнесе. В каждом фонде есть большая группа людей, включающая пиарщиков, финансистов, аналитиков и т.п. В то же время классно иметь инвесторами людей, знающих что-то полезное.

У нас есть бизнес-ангел Ник Белогорский, украинец, проживающий в Калифорнии. Он был одним из главных специалистов по безопасности в Facebook. Для нас безопасность и защищенность — это одни из ключевых вопросов, мы регулярно тратим на их решение много времени, убеждаемся, что наши камеры никто не может сломать, увидеть, что происходит в чужом доме. Для нас это был очень важный инвестор.

Совершенно невероятный человек — это Евгений Сысоев из AVentures. Я общаюсь с ним очень часто, он чрезвычайно ценный инвестор. Он дал очень много ценных советов, много полезных знакомств, невозможно переоценить его полезность, это кроме тех денег, которые были инвестированы. Не всегда инвестор с большим именем будет вашим лучшим помощником. Но, конечно, надо стремиться к лучшему.

— Если бы ваш проект сейчас развивался в Украине и был нацелен исключительно на украинский рынок, как бы вы это видели?
— Такого бы не было. Нет в Украине рынка для такого бизнеса. Любой бизнес должен находиться на пересечении трех кругов Эйлера. Кому-то нужно, люди хотят этого, это технологически возможно и экономически жизнеспособно.

Petcube в Украине не требуется такому большому количеству людей, как в мире. Он возможен, даже без Китая, где его производят сейчас, можно попробовать делать это здесь. Но это экономически невыгодно. Здесь его за такую цену попросту не будут покупать, да и мы не смогли бы поддерживать работу всех разработчиков.

— Есть ли у вас любимые поговорки, которые вы час­то повторяете?
— Есть латинская поговорка: “Капля долбит камень не силой, а частым падением. Так человек становится умным не силой, а частым чтением” (“Gútta cavát lapidém non bís, sed sáepe cadéndo: Síc homo fít sapiéns non bís, sed sáepe legéndo”). Хорошая поговорка.

Досье
Ярослав Ажнюк, CEO компании Petcube
Родился: 17 января 1989 г. в г.Киеве.
Образование: Киевский политехнический институт, специальность “Прикладная математика”.
Карьера: 2008-2010 гг. — основал и возглавил агентство интернет-маркетинга CM Digital, параллельно — председатель правления общественной организации “Интернет Инициативы”; 2010-2012 гг. — начальник отдела маркетинга в социальных медиа в агентстве Prodigi; с 2012 г. — CEO компании Petcube.
Увлечения: танцы (свинг).
Последние новости: