Такси на Дубровку: new version

Такси на Дубровку:  new version
842

Инвестировать в мобильные приложения заказа услуг такси стремятся мировые финансовые структуры, автоконцерны и девелоперы. Украина также присоединилась к новому тренду

Июль может стать переломным для украинского рынка услуг такси. Практически одновременно в Киеве заработали два международные приложения онлайн-заказа такси — словацкий HOPIN и американский UberX.

Приход в Украину онлайн-сервисов ярко демонстрирует новый мировой тренд. Подобные сервисы, словно магнит, притягивают инвес­тиции, и уже само их появление в Украине, по мнению экспертов, может стать определенным сигналом для инвесторов и присутствующих в стране служб (Uklon и др.).

Мобильные инвестиции
Достаточно сказать, что Uber Technologies Inc., начавшаяся со стартапа стоимостью $200 тыс., за семь лет выросла в компанию с капитализацией в $62,5 млрд. Сейчас только на рынке США оборот Uber составляет около $1 млрд в год, при этом компания совершает 6 млн операций в день.

В конце прош­лого года Uber удалось привлечь финансирование в размере $2,1 млрд, а в начале 2016 г. еще $3,5 млрд в технологическую компанию вложил Общественный инвестиционный фонд Саудовской Аравии.

Речь идет не только об инвестировании именно в Uber: вложение денег в онлайн-сервисы такси уже стало “мировой традицией”. Та же Саудовская Аравия заинтересовалась подобными приложениями и параллельно с Uber инвестировала $100 млн в ее конкурента из родного Сан-Франциско — американскую компанию Lyft, оцениваемую в $5,5 млрд (инвестором выступила Kingdom Holding Co, контролируемая членом саудовской королевской семьи принцем аль-Валидом).

Конкурент Uber на китайском рынке — сервис такси Didi Chuxing — летом этого года привлек $7,3 млрд инвестиций. Причем инвесторами стали всемирно известные Apple (вложившая $1 млрд) и Alibaba. Также средства поступили от китайской телекоммуникационной компании Tencent, China Merchants Bank Co и страховой компании China Life.

О привлечении $520 млн инвестиций в этом году заявил и международный мобильный сервис по заказу такси Gett, предоставляющий услуги в Израиле, России, США и Великобритании.

Согласно заявлениям руководителей перечисленных компаний, все инвестиции будут направлены на развитие бизнеса в странах, где оказываются услуги, а значит, теперь и в Украине.

Собственно, уже первые дни работы Uber и HOPIN потребовали определенных вложений. Так, по словам генерального директора HOPIN TAXI Мартина Винклера, инвестиции в запуск словацкого онлайн-сервиса заказа такси в Украине составили около EUR200 тыс.

До конца года компания планирует привлечь 2 тыс. водителей и обслуживать 500 тыс. заказов в месяц. Стартовые инвестиции Uber не оглашаются. Но достаточно сказать, что первые четыре дня работы сервиса компания пообещала предоставлять услуги по перевозке пассажиров бесплатно (Uber взялась оплатить поездки таксистам).

Кроме того, оба сервиса заявили, что после месячного переходного периода их водителями будут исключительно лицензированные таксисты. Заявление достаточно смелое, ведь из примерно 20 тыс. столичных таксистов соответствующие лицензии имеют 164 водителя, уплатившие в бюджет Киева всего 26 тыс.грн.

Простой математический подсчет показывает, что в случае полного лицензирования поступления в бюджет превысят 3 млн грн. К слову, стоимость оформления бессрочной лицензии в столице составляет около 1,2 тыс.грн. и может затянуться на несколько месяцев.

Ускорить процедуру может лицензирование через посредника, но в этом случае стоимость возрастает до 3,6-5,0 тыс.грн.

Есть еще один нюанс, на который стоит обратить внимание, — высокие требования новых сервисов к состоянию и возрасту автомобилей (не старше 2008 г. выпуска).

По мнению Евгения Чопенко, владельца столичных служб PortTaxi и Shuttle Taxi, весьма сомнительно, что появление одного-двух агрегаторов само по себе всерьез оживит рынок новых автомобилей. “Другое дело, если мировые автоконцерны пожелают распространить свою лизинговую практику на нашу страну. Это может помочь”, — считает он.

Въехали в тему
В 2016 г. онлайн-сервисы такси стали предметом пристального внимания мировых автопроизводителей. В частности, японский автомобильный концерн Toyota заявил об инвестициях в сервис заказа такси Uber.

В рамках этого сотрудничества Toyota запускает специальную программу лизинга своих автомобилей для водителей Uber, а сервис, в свою очередь, разработает совместное с автопроизводителем приложение. Volkswagen инвестировал $300 млн в такси Gett в виде особых условий для водителей сервиса в случае приобретения автомобилей компании.

Еще дальше пошел автогигант General Motors, который решил обзавестись собственным сервисом вызова автомобилей и приобрел за $30 млн основанный в 2011 г. стартап по поиску попутчиков Sidecar (который, кстати, родом из все того же Сан-Франциско и задумывался в свое время как конкурент Uber).

В ожидании развития этого проекта General Motors инвестировал $500 млн в приложение заказа такси Lyft. Планируется, что GM будет предоставлять свои автомобили в краткосрочную аренду водителям, сотрудничающим с сервисом.

На этом варианты аренды для “водителей приложений” не заканчиваются. В конце июня одна из крупнейших мировых компаний по прокату автомобилей Hertz Global Holdings Inc. достигла соглашения с Uber и Lyft.

По условиям соглашения, Hertz будет предоставлять водителям сервиса автомобили среднего класса в аренду за $165-180 в неделю. К этому, согласно заявлениям Hertz Global Holdings Inc., компанию подталкивает сужающийся из-за развития приложений по вызову такси рынок аренды автомобилей.

В свою очередь, в Uber уже подсчитали, что только сотрудничество с Hertz позволит водителям сервиса за год сэкономить $20 млн.

Пассажирское “добро”
Впрочем, понять “парадокс Uber” без понимания того, как простота и гибкость новых сервисов меняют облик самого главного участника процесса — пассажира, нельзя.

Стремительное развитие приложений объясняется возможностями для заказчика услуги выбирать автомобиль, водителя, составлять свой маршрут, экономить средства благодаря совместному использованию сервиса с другими пассажирами на совпадающих маршрутах.

Фактически речь идет о том, что при развитом рынке такой услуги у пассажиров появляется возможность за “вменяемую” сумму де-факто получить собственный автомобиль с водителем-профессионалом.

В Сан-Франциско, например, дошло уже до того, что Uber начал объединяться с владельцами недвижимости. В частности, сервис выразил готовность выплачивать $100 в месяц владельцам 8,9 тыс. квартир комплекса Parkmerced при условии их отказа использовать личные автомобили.

При этом сервис гарантирует, что за маршрут к ближайшим станциям скоростных электропоездов Daly City или Balboa Park (BARK) с них будет взиматься фиксированная плата в $5. А застройщик жилого комплекса при этом экономит на решении вечной проблемы парковочных мест.

В странах ЕС развитию сервисов немало способствуют ужесточающиеся требования к экологичности автомобилей. Например, с 1 июля в Париже вступил в силу запрет на использование автомобилей, выпущенных до октября 1997 г.

Для их владельцев запущены программы лояльности: доплачивается EUR3,7 тыс. при приобретении авто с низким уровнем загрязнения окружающей среды и EUR10 тыс. — при приобретении электромобиля.

Но, как заявил Фредерик Лоренц, директор по маркетингу каршеринговой компании Koolicar (пользователи арендуют друг у друга машины через мобильное приложение), некоторые владельцы старых автомобилей будут искать иные способы передвижения, в том числе и новые сервисы такси.



Последние новости: