Трасс миссия

Трасс миссия
483

Восстановление транспортной отрасли ожидается не ранее 2017 года. Задача на 2016—й — “удержаться” на прошлогоднем уровне

Уже почти месяц отечественная транспортная отрасль живет в ожидании смены главы Ми­нистерства инфраструктуры Украины.

В середине декабря действующий министр Андрей Пивоварский, за которым закрепился имидж реформатора, подал заявление об отставке, которую Верховная Рада пока не утвердила.

 (Кстати, 11 января г-н Пивоварский подписал приказ об увольнении своего первого заместителя — Владимира Шульмейстера. — Ред.)

В “актив” министра, по оценкам экспертов, можно занести дерегуляцию в морских торговых портах (МТП), внедрение прозрачных госзакупок, развитие электронного документооборота, внедрение конкурсных процедур, разработку концепций реорганизации ГП “Аэропорт “Борисполь”, “Укрпочты” и “Укрзалізниці”, а также привлечение бизнеса и экспертного сообщества к работе министерства.

Впрочем, как подчеркнул Андрей Гук, партнер юридической фирмы “Анте”, представляющей интересы компании “Аtlasjet Украина”, “необходимо делать поправку на то, в каких условиях находится страна и ее инфраструктура, — АТО, кризис в отношениях с РФ, внутриполитическая борьба и передел влияния разных промышленных групп”.

На его место уже прочат председателя Комитета ВР по вопросам транспорта Ярослава Дубневича, вездесущего первого заместителя председателя парламентской фракции Блока Петра Порошенко Игоря Кононенко и бывшего заместителя министра инфраструктуры Александра Каву.

Последний, кстати, на вопрос БИЗНЕСа, каков прогноз состояния украинской транспортной отрасли через год, ответил прямо: “Транспортная отрасль Украины в 2016 г. радовать пользователей точно ничем не будет.

Просто наши соотечественники узнают, что состояние 2015 г. — это еще не предел”. В сложной текущей ситуации значительным достижением для транспортной отрасли будет сохранение объемов перевозок на уровне прошедшего года.

Морские порты
Достаточно пессимистично настроены и в одной из крупнейших украинских частных стивидорных компаний — холдинге “Портинвест”. В пресс-службе холдинга сообщили, что “прогнозы по внешним рынкам неутешительны, и ожидать развития в любом из видов морских грузоперевозок вряд ли стоит”.

Если цены на внешних рынках не вырастут, а отечественные транзитные железнодорожные тарифы не начнут, наконец, конкурировать с прибалтийскими, транзит морских грузов через территорию нашей страны продолжит сокращаться.

Напомним: в январе — ноябре 2015 г., по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года, транзит морских грузов уменьшился на 16,4%.

Впрочем, дерегуляция работы МТП, о которой было сказано выше, не осталась без внимания действующих и потенциальных транзитеров. Например, контейнерный оператор Maersk Group уже рассматривает возможность возврата на украинский рынок.

По признанию министра инфраструктуры, транзитные компании заняли позицию наблюдателей и ждут, “проживет” ли запущенная им дерегуляция еще хотя бы полгода.

Кроме того, операторы отмечают: чтобы отрасль смогла удержать показатели 2015 г., жизненно необходимо до конца текущего года провести дноуглуби­тельные работы и довести глубины до пас­портных данных МТП, привлечь инвестиции для замены изношенного и устаревшего технологического оборудования портов, реконструировать железнодорожные и автомобильные магистрали и припортовые железнодорожные станции.

Все это — задачи Мин­инфраструктуры, Администрации морских портов Украины, ПАО “Укрзалізниця”.

Авто- и Железнодорожные перевозки
Достаточно напряженный год ожидает и железнодорожную отрасль. По мнению Алексея Андрейченко, старшего аналитика инвесткомпании “Арт Капитал”, на фоне начала общего восстановления экономики, которого аналитик ожидает лишь к концу 2016 г., внутренние грузовые железнодорожные перевозки также начнут восстанавливаться после очень глубокого падения двух последних лет.

“На экспортные перевозки у меня надежд значительно меньше: внешние рынки сырья к этому не располагают. Будет спад. То же самое можно сказать и о транзите. Мне пока слабо верится, что за год мы сможем сделать маршруты через Украину более привлекательными.

В то же время страны Таможенного союза, которые традиционно перевозили свои грузы транзитом через Украину, сами в кризисе, так что и их грузопоток может сокращаться”, — рассказывает г-н Андрейченко.

Иными словами, общий итог 2016 г., скорее всего, будет неутешительным: грузопоток в очередной раз уменьшится, ситуация останется критической. Ослабить напряжение может принятие “Укрзалізницею” новой тарифной политики.

 “Это самое главное, что должно случиться. Нужно наконец-то заложить принципы рыночных отношений между грузоотправителями и “Укрзалізницею”, чтобы прекратить давление на государственного перевозчика, который в каждый кризис занимается спасением других отраслей экономики”, — считает г-н Андрейченко.

По его глубокому убеждению, стремление промышленников “заморозить” железнодорожные тарифы способно ухудшить и без того тяжелое финансовое положение “Укрзалізниці”.

Можно прогнозировать, что, в итоге, компромисс все-таки будет найден, но денег на серьезные закупки подвижного состава все равно не хватит.

Между тем, по мнению Александра Кавы, проблема подвижного железнодорожного состава — один из самых серьезных вызовов для транспортной отрасли в этом году. “К сожалению, правительство не сделало ровным счетом ничего, чтобы “омолодить” парк пассажирских и грузовых вагонов.

Потому пассажирам придется и дальше ездить в старых некомфортных вагонах, а грузоотправителям — радоваться хотя и почти поломанному, но все же поданному под загрузку вагону”, — пророчит он.

“Одним словом, кризис продолжится. В конце этого года оптимизма будет больше, чем сейчас, потому что в 2017 г. ситуация уже должна начать улучшаться”, — подбадривает Алексей Андрейченко.

Неутешительно положение дел и на рынке грузовых автомобильных перевозок. Они сокращаются. Клубок проблем этой отрасли также завязан на разрыве отношений с РФ, блокаде транзита через Россию. Однако не только на этом, но и, например, на катастрофическом состоянии украинских дорог (см. стр. 47).

Авиаперевозки
В прошлом году на украинском рынке пассажирских авиаперевозок с большой помпой были анонсированы региональные проекты “Открытое небо” во Львове и Одессе.

Уже почти год, как любая иностранная компания, получившая разрешение летать в эти города от авиационных регуляторов своей страны, может получить аналогичное украинское разрешение без каких-либо ограничений и длительной процедуры межгосударственного согласования маршрутов.

Тем не менее в конце декабря Андрей Пивоварский назвал терминал Львовского аэропорта “красивым, большим, дорогим и пустым”. Проблема двоякая: иностранные туристы не хотят лететь к нам из-за полной неосведомленности об этих туристических центрах, а украинским туристам лететь за рубеж просто не за что.

По словам Юрия Мирошникова, президента авиакомпании “МАУ”, главной проблемой, которую придется решать участникам украинского авиарынка в текущем году, будет восстановление докризисного объема перевозок в существующих кризисных условиях.

“Оптимистичный прогноз — это стабилизация рынка и отрасли на уровне показателей 2013 г.”, — мечтает он.

Особые надежды г-н Мирошников возлагает, конечно же, на международные авиаперевозки. “Альтернативы им нет, в отличие от внутренних. Для поездок в пределах Украины можно пользоваться железнодорожным и автомобильным транспортом”, — утверждает он.

Андрей Гук ожидает даже активизации европейских перевозчиков, которые увеличат частоту рейсов, впервые выйдут или вернутся на украинский рынок.

“В свете геополитической ситуации и действий РФ продолжится развитие таких направлений, как Минск, Стамбул, некоторых других “заменителей” российского пассажиропотока”, — говорит юрист.

В “МАУ” также надеются, что Украина все-таки подпишет Договор о едином авиационном пространстве со странами ЕС. Анонсированная правительством отмена визового режима вряд ли существенно повлияет на результаты 2016 г., реального эффекта можно ожидать только в 2017 г., считает г-н Мирошников.

Последние новости: