Укольный путь

Укольный путь
490

С начала года местные бюджеты подсобили в наращивании продажи лекарств в госпитальном сегменте, хотя централизованные программы госзакупок пока не реализованы

В текущем году украинский фармацевтический рынок жил в ожидании различных перемен,
в том числе связанных с дерегуляцией. Глобально же реформирование отечественной системы здравоохранения затронуло лишь сектор госпитальных закупок медикаментов.

Остальные перемены, связанные с регистрацией, оборотом лекарственных средств (ЛС), еще грядут, возможно, в следующем году, в том числе если заинтересованные стороны договорятся, какие изменения вносить в Закон “О лекарственных средствах”.

В целом, внутренний рынок ЛС второй год подряд сокращается в натуральном выражении. Причем в этом году быстрее, чем в прошлом, что обусловлено как сложностью экономической ситуации в стране, инфляцией, так и отторжением части территории страны.

Метаморфозы госзакупок
Как уже упоминалось (см. стр.20-23), самым большим достижением в реформировании украинского здравоохранения чиновники считают переход в 2015 г. на закупки ЛС в рамках централизованных программ Министерства охраны здоровья через международные организации.

К таким мерам решили прибегнуть для того, чтобы сделать госзакупки медикаментов прозрачными и сформировать собственную правильную и некоррупционную систему.

Для этого приняли Закон №269 от 19.03.15 г. “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины…”, позволяющий осуществлять поставки с помощью международных организаций, и Закон №332 от 09.04.15 г. “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины…”, предусматривающий освобождение от уплаты НДС операций по ввозу и поставке медикаментов международными организациями в рамках госфинансирования.

По задумке инициаторов, меры эти временные, ориентировочно рассчитанные на три года, как уже говорилось, на период формирования собственной системы госзакупок ЛС.

В 2015 г. по бюджетной программе “Обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера” планируется закупить лекарств на 3,7 млрд грн., из них через международные организации — на 2,2 млрд грн., остальное — национальные закупки. При этом МОЗ рассчитывает, что в следующем году все госзакупки будут проводить международные организации.

В этом году министерство заключило соглашения с тремя международными организациями. В частности, британское закупочное агентство Crown Agents приобретет за бюджетные средства ЛС на 750 млн грн., UNICEF — на 800 млн грн., ПРООН — на 620 млн грн. К слову, вознаграждение международных организаций за это составит 5-5,5%.

Разумеется, оперативно перейти на новую систему госзакупок непросто. Но участники рынка обеспокоены тем, что реализация проекта слишком затянулась. Международные организации объявили торги только в конце ноября (собственно, и МОЗ начало перечислять средства только в ноябре), что для фармкомпаний существенно ограничивает сроки поставок медикаментов, а для пациентов — возможность вовремя получить лекарства.

Кроме того, украинские производители медпрепаратов считают, что отдельные требования к поставщикам ЛС сформулированы так, что в некоторых случаях исключают возможность участия в тендерах украинских игроков (см. ниже), таким образом ставя их в неравные условия с зарубежными компаниями.

В целом, без учета централизованных программ МОЗ, в первой половине 2015 г. объем госпитальных поставок ЛС увеличился. По словам Юрия Черткова, директора компании “Агентство медицинского маркетинга”, в январе — июне объем госпитальных закупок медикаментов составил 2,7 млрд грн. за 50,9 млн упаковок, что на 88,7% в денежном и на 22,1% в натуральном выражении больше, чем за аналогичный период 2014 г.

Эксперты объясняют такой рост активными закупками медикаментов за средства местных бюджетов, а также тем, что в первой половине года осуществлялись поставки больших объемов лекарств, приобретенных МОЗ в конце 2014 г.

Без протекции
В первом полугодии, по данным экспертов, доля отечественных препаратов в структуре госзакупок (без учета целевых программ) увеличивалась и в денежном, и в натуральном выражении благодаря более низким ценам на них, в отличие от зарубежных ЛС.

Но эта доля могла бы быть намного большей. Украинские фармацевты утверждают: чиновники МОЗ не только не способствуют, но и препятствуют участию украинских производителей медпрепаратов в госзакупках через международные организации.

 В частности, для некоторых видов лекарств нужно не только, чтобы они были зарегистрированы в Украине, имели сертификат GMP в странах PICK/S (международной системы сотрудничества фармацевтических инспекций), но и прошли преквалификацию ВОЗ.

Отечественные игроки резонно недоумевают: зачем компаниям, получившим подтверждение качества по европейским стандартам (GMP), проходить еще процедуру преквалификации ВОЗ, которая занимает от двух месяцев до трех лет? Тем более что ВОЗ для Украины лекарства не закупает.

Как отметил Евгений Сова, коммерческий директор АО “Борщаговский химико-фармацевтический завод”, из сотен наименований ЛС, которые закупает МОЗ через международные организации,
28 препаратов производят в Украине, причем не одно, а несколько предприятий. “Считаю, что было бы вполне нормально, если бы эти 28 препаратов исключили из списка и провели тендер на национальном уровне”, — сказал г-н Сова.

Участники рынка возмущены недальновидностью и отсутствием государственной политики в вопросах доступности медикаментов для населения. В частности, при всей мощи отечественной фарминдустрии в стране нет предприятия, выпускающего вакцины.

Хотя в 2011 г., по словам Олега Сяркевича, директора по развитию бизнеса ПАО “Фармак”, компания запустила завод (взяв в кредит EUR37 млн), который в том числе должен был производить основные неклеточные вакцины из календаря прививок в партнерстве с ведущими мировыми производителями. “Государство только должно было гарантировать, что это ему нужно и что оно будет покупать вакцины.

Однако тогда в МОЗ говорили, что меняют календарь прививок, что такие вакцины, как мы намерены выпускать, уже устарели, хотя их закупают многие европейские страны. И до сих пор ничего не изменилось. В результате вакцины в Украине не производятся и их выпуск не предвидится в обозримом будущем, а государство продолжает закупать их за рубежом”, — посетовал г-н Сяркевич.

Розничный сегмент
В Украине второй год подряд сокращается аптечная реализация медикаментов в натуральном выражении.

По данным системы исследования рынка PharmXplorer компании Proxima Research (г.Киев; исследование фармацевтического рынка; с 2009 г.), в январе — сентябре 2015 г. розничная продажа ЛС сократилась на 12,4% — до 742,4 млн упаковок.

В денежном выражении этот показатель за упомянутый период увеличился на 22,5% — до 30,69 млрд грн., хотя в долларовом эквиваленте рынок сократился на 37,5%.

Средневзвешенная стоимость одной упаковки лекарств увеличилась за январь — сентябрь 2015 г., по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., на 39,9% — до 41,3 грн.



Последние новости: