“Утверждение стратегии модернизации будет сигналом для инвесторов”, —

“Утверждение стратегии модернизации будет сигналом для инвесторов”, —
399

уверена Ольга Жовтоног, доктор с.—х. наук, заведующая отделом использования орошаемых земель Института водных проблем и мелиорации НААН Украины, эксперт Всемирного банка по вопросам управления орошением

— Украинское правительство совместно со Всемирным банком (ВБ) реализуют проект по развитию оросительных систем в Украине. В чем заключается участие банка?
— По приглашению украинского правительства группа экспертов ВБ участвует в разработке Стратегии модернизации сектора орошения в Украине.

Прежде чем вкладывать инвестиции в реконструкцию и модернизацию водохозяйственной инфраструктуры, необходимо провести организационные реформы для устойчивого функционирования сектора с учетом современных условий землепользования, платного водопользования и существенного уменьшения государственного финансирования.

 В этом году уже состоялись три миссии ВБ. Группа экспертов взаимодействует с членами рабочих групп, созданных при Мин­агрополитики. Представители ВБ несколько раз выезжали в южные области страны для ознакомления с реальной ситуацией.

Процесс разработки Стратегии организован так, чтобы были вовлечены все заинтересованные стороны на национальном, региональном и местном уровнях и чтобы было учтено их видение.

— Какие наработки из международной практики будут использоваться при реформировании украинской оросительной системы?
— При любом сценарии обязательным является закрепление на законодательном уровне прав собственности на внутрихозяйственные оросительные системы (у которых сейчас много разных хозяев, а у некоторых систем вообще не определен собственник).

Также необходимо создание управленческих организаций с участием водопользователей, как это сделано во многих странах. И главное требование — чтобы после модернизации оросительные системы были финансово стабильными, т.е. был заложен механизм покрытия затрат на их эксплуатацию.

Мировая практика показывает, что государство не финансирует работу и эксплуатацию оросительных систем полностью — от точки забора воды до поля. То есть в управлении орошением возрастает роль водопользователей. А это значит, что если они больше платят, то должны и больше участвовать в принятии решений на всех уровнях управления системами.

— Какие изменения могут быть в управлении?
— В мире широко распространена практика создания ассоциаций водопользователей — неприбыльных организаций, которые работают на самофинансировании и защищают интересы предпринимателей, берущих воду из одной сети.

В этом смысле можно привести положительный пример Мексики, где очень быстро появились весьма эффективно функционирующие при соответствующей законодательной поддержке государства структуры. А в Болгарии были созданы государственная компания и небольшие ассоциации, которые оказались нежизнеспособными.

— Средства ВБ будут направлены на модернизацию государственной части оросительной системы или внутрихозяйственных сетей?
— Банк обычно вкладывает в реконструкцию государственных систем. Но ВБ работает с множеством других международных финансовых организаций, которые параллельно могут финансировать частный сектор, предоставляя инвестиции для модернизации внутрихозяйственных систем водопользователям или их ассоциациям.

— Сколько времени может пройти от исследований до финансирования?
— Если и дальше сохранится темп, который у нас сейчас задан, я думаю, есть шанс реформировать отрасль в ближайшие годы. Когда будет готова и утверждена государственная Стратегия модернизации сектора орошения и приняты необходимые законы для его реформирования, это как раз и будет сигналом для инвесторов.

Последние новости: