“В Европе наша продукция весьма конкурентна по цене”

“В Европе наша продукция весьма  конкурентна по цене”
2546

Игорь Червак, региональный директор компании Lantmannen Axa в Украине и России

— Как изменился спрос на готовые завтраки в Украине в последние годы?
— Рынок существенно сократился, потребители переходят на более дешевые продукты — например, крупы и др. Такой спад был и в кризис 2008-2009 гг. Когда экономика растет, у потребителей остается меньше времени на приготовление еды, поэтому они чаще покупают готовые завтраки. Когда ухудшаются экономические условия в стране, сокращается занятость населения, соответственно, появляется время на то, чтобы варить каши, печь пирожки и таким образом экономить.

— Объемы продажи готовых зав­траков вашей компании сократились так же, как и рынок?
— Нет. Lantmannen Axa нарастила производство и реализацию продукции в 2016 г. в натуральном выражении приблизительно на 5%. В целом, если до 2014 г. компания занимала на рынке меньше 40%, то сейчас — 55%.

— Благодаря чему удалось увеличить сбыт?
— Благодаря сокращению объемов продажи готовых завтраков другими игроками, в основном импортерами.

— То есть конкуренция ослабла?
— Я бы не сказал, потому что на рынке существенную долю занимает продукция собственных марок торговых сетей.

— Ваша компания выпускает продукцию private label?
— Нет. Политика компании нацелена на развитие собственных брендов.

— Lantmannen Axa планирует расширять производство сухих завтраков в Украине или открывать пекарню — еще одно из бизнес-направлений дочерней компании?
— Сейчас мы инвестируем в модернизацию, расширение ассортимента только то, что здесь зарабатываем. Дополнительные капиталовложения акционеры делать не планируют, потому что считают, что это рискованно, пока не нормализуется ситуация на востоке Украины.

— Как за последние годы изменились объемы экспорта готовых зав­траков вашего предприятия?
— До 2014 г. экспорт составлял 50% объемов реализации продукции и 35% из них — поставки в Россию. Сейчас продаем в РФ минимальные партии, а всего за рубеж отправляем не более 25%.

— Но Россия не вводила запрет на поставки готовых завтраков. Почему сократили экспорт?

— Во-первых, они ввели 14%-ную ввозную пошлину на эту продукцию. Во-вторых, потребление готовых зав­траков и там сократилось.

— В какие страны экспортируете продукцию?
— Мы продолжаем продавать продукцию во все страны СНГ, хотя объемы существенно сократились из-за роста стоимости транспортировки после запрета транзита грузов через территорию РФ.

Стремимся компенсировать падение продаж на рынках Центральной Азии и РФ, поэтому пробуем выходить на рынки стран Южной Европы, Турции.

Уже экспортируем в Данию, Румынию. До соглашения о свободной торговле с ЕС на готовые завтраки действовала 36%-ная пошлина. Сейчас же мы в Европе весьма конкурентны по цене. Тем не менее выходить на новые рынки все равно непросто.

— Почему?
— Во-первых, потому что это “зрелые” рынки, где дорого обходится вход в торговые сети. Во-вторых, к сожалению, к товарам made in Ukraine пока еще есть недоверчивое отношение. Тем не менее мы ведем постоянную и кропотливую работу по освоению этих рынков, и объем продажи в страны ЕС с каждым годом наращиваем.

— Не рассматривали возможность экспорта в страны Восточной Азии?

— Мы выпускаем легкий продукт, и затраты на транспортировку имеют очень большое значение. Максимальное расстояние, при котором сбыт будет оправданным, — разве что до ОАЭ. Пока мы не поставляем туда продукцию, но планируем.

— Как будет развиваться сегмент готовых завтраков в Украине в 2017 г.?
— Рассчитывать на рост рынка не приходится, ожидаем, что он останется на уровне 2016 г. в натуральном выражении. И это уже будет много.

— Насколько украинский рынок готовых завтраков отстает от развитых рынков?
— Еще до кризиса потребление этой продукции в Украине было в 12 раз меньшим, чем в Европе. Кроме того, в отличие от развитых стран, в Украине из-за низкой покупательной способности населения пока не могут развиваться такие сегменты, как органические готовые завтраки.

Также, например, на Западе сейчас активно растет и развивается производство и сбыт безглютеновой зерновой продукции. Это самый быстрорастущий сегмент на рынках и готовых завтраков, и каш, и хлеба.

В Украине выпускать такую продукцию пока не позволяют технологии сельского хозяйства и переработки. Но даже если технологии появятся — нет платежеспособного спроса на безглютеновую зерновую продукцию.

Последние новости: