В измененном состоянии

В измененном состоянии
376

На основе изменений в лучшую сторону БИЗНЕС подготовил перечень самых эффективных государственных активов Украины

Вертикально интегрированная нефтегазовая компания, осуществляющая полный цикл операций по разведке и разработке месторождений, эксплуатационному и разведывательному бурению, транспортировке и хранению нефти и газа, снабжению природным и сжиженным газом потребителей.

В 2016 г. на долю “дочки” НАК, гос­компании “Укргазвидобування”, пришлось 74% всего добытого в Украине природного газа. Фактически НАК является наибольшей компанией Украины — в рейтинге Топ-100 крупнейших налогоплательщиков 2016 г. она значится под #1. При том что налоги 13 дочерних компаний НАК учитывались отдельно.

В 2015-2016 гг. была проведена корпоратизация компании в соответствии
с принципами корпоративного управления ОЭСР, и наблюдательный совет получил беспрецедентно широкие полномочия.

В частности, за два года НАК из убыточного актива (результат 2014 г. — чистый убыток в размере 88 млн грн.) превратилась в сверхприбыльную компанию. Сейчас обсуждается возможность проведения IPO.

В то же время рост доходов предприятия обусловлен прежде всего резким повышением отпускных цен на газ для промышленности и населения и кардинальным увеличением тарифов ЖКХ.

Для полного оздоровления компании следует модернизировать газотранспортную систему страны и построить новые соединительные трубопроводы для обеспечения неограниченного потока газа между Украиной и ЕС. Также необходимо завершить реформирование структуры НАК в соответствии с Третьим энергопакетом ЕС путем полного разделения подразделений по производству, транзиту, хранению и поставкам газа.

С приходом в банк в 2014 г. новой команды топ-менеджеров была кардинально пересмотрена стратегия его развития. Банк начал активно перестраивать обширную, но устаревшую сеть отделений.

Сейчас он располагает сетью в 3,6 тыс. офисов по всей стране. К концу 2017 г. планирует открыть до 700 отделений нового формата.

Преимущество в виде 100%-ной госгарантии по вкладам позволило банку стать лидером по темпам прироста депозитов физических лиц. За январь — сентябрь 2016 г. депозитный портфель физлиц увеличился на 2,3 млрд грн. — до 7,8 млрд грн. по сравнению с результатом на конец 2015 г.

Финучреждение также активно развивает банковские продукты для населения. Начиная с 2014 г. банк удвоил объем эмитированных банковских карт, доведя этот показатель до 5 млн шт.

Более того, в сентябре 2016 г. банк смог запустить обновленную систему онлайн-банкинга “Ощад 24/7”. По данным финучреждения, на конец прошлого года количество пользователей системы превышало 1 млн человек. При этом банк смог за 2016 г. удвоить парк банкоматов (по итогам года количество АТМ Ощадбанка превысило 2,6 тыс.).

Важно, что после нескольких лет убыточной деятельности банк впервые демонстрирует чистую прибыль. И это при том, что финучреждение смогло к концу 2016 г. вернуть НБУ 17,3 млрд грн., или почти 90%, кредитов рефинансирования, из них около 15 млрд грн. — досрочно.

Нельзя сказать, что банк вовсе не испытывает проблем. Его руководство признает, что 95% активов — это кредиты, выданные крупным корпоративным клиентам. Причем многие решения о предоставлении кредитов прежнего руководства банка были “политически мотивированными”. А это значит, что банку угрожает прирост портфеля безнадежной задолженности.

Производящее турбинное оборудование для электростанций предприятие — яркий пример экспортно ориентированного госактива с географией поставок продукции в 44 страны.

 Завод обеспечивает более 10% потребности мирового рынка в турбинах для атомных электростанций, что делает его четвертым по величине производителем турбин этого типа. В Украине оборудование предприятия установлено на 40% ТЭС, 85% АЭС, 95% ГЭС.

Генеральный директор “Турбоатома” Виктор Субботин с момента назначения его на должность в 2007 г. был фигурантом многих скандалов, обвинений в рейдерстве и находился в постоянном конфликте с руководством страны.

Некоторые судебные разбирательства не завершены до сих пор. Несмотря на это, ему удалось полностью сохранить трудовой коллектив, модернизировать мощности завода и зафиксировать прибыльность предприятия.

Вместе с тем основное преимущество “Турбоатома” является и его наиболее уязвимым местом. Основным рынком сбыта его продукции, вследствие исторических причин, были страны СНГ и Азии, где предприятие выступает сервисным агентом. Конфликт Украины и РФ привел к затруднениям в работе завода на рынках Таможенного союза. Кроме того, возникла острая необходимость снизить зависимость от поставок базовых материалов из России.

Сейчас для большей эффективности необходимо разработать долгосрочную программу развития “Турбоатома”, не зависящую от отношений с РФ, с возможным приближением соответствующих технических стандартов к стандартам ЕС.

Государственная железнодорожная монополия “Укрзалізниця” объединила шесть региональных железных дорог, ранее бывших самостоятельными субъектами хозяйствования, и около 140 других структурных предприятий.

В ее распоряжении находится сеть железных дорог протяженностью около 21,6 тыс.км, 4 тыс. локомотивов и 123 тыс. вагонов.

На долю компании приходится около 60% грузовых и 38% пассажирских перевозок в Украине.

2016 г. стал годом стабилизации работы “Укрзалізниці”: удалось получить прибыль, в бюджет было перечислено около 15 млрд грн. всех налогов.

Кредитный портфель компании был уменьшен на 6,5 млрд грн., она приобрела и построила 1020 полувагонов, на 2,5 тыс. единиц увеличила количество доступных вагонов для клиентов, почти вдвое нарастила объемы ремонтных работ подвижного состава.

Однако заметно состояние украинских железных дорог это не улучшило. Основной проблемой “Укрзалізниці” остается изношенный на 80-90% подвижной состав и локомотивная тяга, работающая с превышением допустимого ресурса по срокам эксплуатации (средний возраст локомотивов — 40 лет).

Необходимо ускорить окончание корпоратизации компании, объединить денежные потоки и оптимизировать расходы, в том числе путем вывода непрофильных подразделений из структуры предприятия (например, более 90 больниц “Укрзалізниці”). Это позволит привлечь крупные кредиты для развития основной инфраструктуры и модернизации парка вагонов и локомотивной тяги.

Госконцерн “Укроборонпром” объединяет более 90 производственных, конструкторских и научных предприятий оборонного профиля, численность сотрудников которых составляет примерно 80 тыс. человек. В мае 2015 г. в концерн вошло ГП “Антонов”.

Основное преимущество ГК сейчас — беспрецедентно высокое государственное финансирование оборонных заказов (5% ВВП).

В Госбюджете-2016 на сферу обороны и безопасности было предусмотрено 113 млрд грн., в Госбюджете-2017 — 129 млрд грн. Кроме того, в 2016 г. Кабмин снизил с 75% до 30% долю чистой прибыли, которую “Укроборонпром” должен перечислять в госбюджет, что позволяет концерну увеличить финансирование собственных разработок.

Руководство “Укроборонпрома” заявило, что намерено вывести концерн в Топ-5 мировых экспортеров инновационных вооружений и аэрокосмических продуктов.

К основным проблемам можно отнести необходимость проведения реструктуризации оборонно-промышленного комплекса и создание вертикальной интеграции предприятий. Кроме того, большую часть номенклатуры концерна составляют устаревшие виды вооружений и товаров оборонного назначения.

Для решения этих проблем требуется увеличение капитализации концерна путем создания СП с мировыми компаниями-лидерами, переход Вооруженных сил Украины на стандарты НАТО и освоение новых направлений (например, кибербезопасность).

“Укрпочта” с 77 тыс. сотрудников объединяет 29 филиалов (в том числе 25 областных дирекций) с более чем 11,8 тыс. почтовых отделений. Ежегодно предприятие обрабатывает более 240 млн почтовых отправлений, 16 млн посылок, 15 млн денежных переводов и доставляет до 85 млн пенсий. Эти операции обеспечивают 70% доходов госпредприятия (всего предоставляется около 50 видов услуг).

В 2015-2016 гг. “Укрпочта” внедрила услуги по экспресс-доставке отправлений, доставке мелких отправлений из Китая и обновила сервис курьерской доставки, что повысило ее конкурентоспособность.

Кроме того, компания начала отказываться от некоторых убыточных операций (в частности, уже пересмотрен договор с КП “ГИВЦ” по приему коммунальных платежей в г.Киев). Сейчас на предприятии завершается процесс корпоратизации, после чего оптимизация операционной деятельности ускорится.

В то же время в последние годы доля “Укрпочты” на рынке отправлений постоянно сокращается — с 50% в 2010 г. до 40-42% в 2016 г. Проблема заключается в том, что, согласно законодательству, ГП обязано обеспечить присутствие отделений во всех небольших городах и селах.

Оборотных средств предприятия не хватает даже на полную компьютеризацию отделений. Есть проблемы с обновлением транспорта и закупкой топлива для него.

В результате “Укрпочта” продолжает проигрывать конкурентную борьбу частным компаниям экспресс-доставки и денежных переводов.
Последние новости: