В погоне за “Титаником”

В погоне за “Титаником”
562

Это как раз тот случай, когда размер имеет определяющее значение. В мире всего три десятка лодок, чья длина превышает 100 метров, но именно о них чаще всего пишут и говорят. Ведь именно эти яхты диктуют моду всей индустрии частного и военно—морского судостроения

По аналогии с топ-моделями и суперкарами, для таких дредноутов введен особый термин — мега-, или гигаяхты. Их мало кто видел, но о них знают и мечтают все.

И если для “физиков” гигаяхты — шедевры кораблестроения, дизайна, аэродинамики, то для “лириков” — мир хрустальных лестниц, символ светской жизни, где счета за Moёt&Chandon превышают расходы на заправку.

И те и другие правы. Заблуждаются лишь те, у кого яхты прочно ассоциируются с парусным спортом. “Гонка длин”, которую ведут наиболее состоятельные люди Земли вот уже более века, давно извратила яхтенную терминологию.

Сейчас эти мегалоты по стоимости, оснащению и габаритным размерам то и дело превосходят круизные лайнеры, а паруса сменили силовые установки суммарной мощностью в десятки тысяч лошадиных сил.

Быстрый. Изысканный. “Решительный”
Яхта Azzam (араб. — “решительный”) эмиратского шейха Халифы ибн Зайда Аль Нахайяна поражает воображение отнюдь не только рекордной 180-метровой длиной.

Как для исполина размером с пару футбольных полей, она весьма и весьма быстроходна — целых 56 км/ч, т.е. примерно на 30% быстрее соседей по “длинному” чарту.

И дело не только в уникальной силовой установке — квартете
из газотурбинных и дизельных двигателей, выдающих на-гора 94 тыс.л.с. Первый год из четырех отведенных на постройку верфь Lurssen потратила не только на проектирование и моделирование.

Параллельно шла “продувка” масштабных моделей с различными формами днища и бульба посредством вычислительной CFD-гидродинамики, словно речь шла о сверхзвуковом истребителе или болиде “Формулы-1”.

Вызывает восхищение и работа дизайн-бюро Nauta Yachts, сумевшего благодаря динамичным формам и ритмичному чередованию окон уйти от кажущейся неизбежной при таких габаритных размерах массивности.

Интерьер создавал самый дорогой из французских стилистов и декораторов Кристоф Леони, для которого этот опыт работы с судами был первым. Леони наполнил яхту не столько роскошью, сколько изысканными решениями.

И главный салон размером 30х20 м, и открытая 18-метровая терраса выполнены в стиле ампир, каким его понимали на стыке XIX в. и ХХ в. Всего же Azzam, команда которой насчитывает полсотни человек, может принять с подобающим комфортом до 22 гостей.

Затмение “Затмения”
Да, с появлением “Решительного” 162-метровая Eclipse (англ. — “затмение”) перестала быть самой большой яхтой. Но заложенные ею стандарты роскоши, оснащения и безопасности пока остаются незыблемыми.

Как и стоимость: полностью укомплектованное “Затмение” оценивается в $1,2 млрд против “аззамовских” $610 млн. И это при том, что брокеры Романа Абрамовича сумели в споре с верфью Blohm + Voss снизить итоговую стоимость постройки с EUR400 млн до EUR360 млн.

Кроме того, зарегистрировали судно как чартерное, т.е. с возможностью проката
($2 млн в неделю), что позволило снизить налоговую нагрузку Eclipse, эксплуатационные расходы, а также получать льготы при швартовке в маринах ЕС.

С одной стороны, Eclipse — настоящий 4-палубный дворец и моднейшее светское “место встречи” с полноценной картинной галереей (там есть работы, принадлежащие кисти Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда).

С другой — почти военное судно, антипиратские и антишпионские системы которого “потянули” на $700 млн. Среди них — противоракетная система ПВО, пара бронированных вертолетов и флотилия во главе с 12-местной субмариной.

Кроме того, на яхте бронированы мастер-каюта, основные узлы, а все стекла тонированные и пуленепробиваемые. За ними “прячутся” 500-метровый адмиральский салон, концертный зал с театральной сценой, кинотеатр, три столовых, библиотека, дискоклуб, зимний сад и пара бассейнов, один из которых может быть “конвертирован” в дополнительный танцпол.

Номерной фонд — рассчитанные на 36 гостей восемь гостевых кают с ванными комнатами и пара VIP-кают. В хозяйской спальне, декорированной кожей скатов, крыша полностью сдвигается, что позволяет спать под звездным небом.

Сервисные помещения включают в себя клинику с операционной, винный погреб, тренажерный зал и spa-центр с сауной. Гараж вмещает девять тендеров, три прогулочных катера, два судна для доставки гостей и 20 аквабайков.

При водоизмещении в 13 тыс.т Eclipse весьма проворна: счетверенные турбодизели MTU 20V 1163 TB93 суммарной мощностью 20 тыс.л.с. разгоняют ее до 46 км/ч при “крейсерских” 42 км/ч. Ежемесячные расходы на горючее составляют $120-125 тыс., а общие эксплуатационные расходы, включая оплату труда экипажа из 70 человек, — $2,5 млн.

Кстати, помимо системы ПВО в распоряжении охраны лазерная установка, подавляющая цифровую фотосъемку благодаря особому защитному экрану, преломляющему световые лучи. Поэтому все, что смогли поймать папарацци в свои сети, — отдыхающих на “Затмении” Гвен Стефани и Сальму Хайек. Хотя за шесть лет на этой яхте успели побывать многие голливудские “звезды”.


Платиновый Dubai
Владельцы вышеупомянутых исполинов объясняют тягу к гигантским размерам не тщеславием, а лишь стремлением воплотить в одном судне все свои пожелания.

Тем не менее даже среди мегаяхт, строящихся исключительно по индивидуальным заказам, встречаются “серийные” версии.

Так, и Eclipse, и стоящая ступенькой ниже Dubai конструктивно если не близнецы, то погодки. Изначально Dubai, заложенная в 1995 г., именовалась Platinum 525 и должна была стать флагманом флотилии из пяти судов, принадлежащей принцу Брунея Джеффри.

Но самый богатый человек планеты Хассанал Болкиах, разочарованный беспутностью младшего брата, посадил того на “голодный паек” в $300 тыс. Сделку с Blohm + Voss аннулировали, но задаток вернуть не получилось. Так гамбургская верфь практически задаром заполучила полуготовый корпус.

Пять лет спустя правитель Дубая и премьер-министр ОАЭ шейх Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум выкупил Platinum 525 и перегнал его в доки дубайской же… Platinum Yachts. 32 месяца ушло на воплощение в жизнь идей гениального дизайнера Филиппа Старка и исправление чужих ошибок вроде слабой климатической установки.

В итоге Dubai была сдана в эксплуатацию лишь в начале 2009 г. и носила титул “самая-самая” меньше года — до появления Eclipse. А в 2013 г. Аль Нахайян, тесть и дядя Аль Мактума, благодаря появлению Azzam вернул королевской семье ОАЭ титул владельцев самой-самой яхты.

Хотя Dubai ничуть не уступает двум вышеописанным судам в части роскоши. Например, гостиная с лифтами, каскадными водопадами, хрустальными лестницами и мозаичными полами соединяет каждую из восьми палуб.

В распоряжении 115 гостей корт для сквоша, казино, бассейн на палубе, джакузи, пять VIР- и шесть ординарных сьютов, каждый из которых — с выходом на балкон. Кроме того, только Dubai может похвастать персональным островом Logo Island, отсыпанным специально для ее швартовки.

“Осьминог” и “Морские котики”
У совладельца Microsoft Пола Аллена сразу три мегаяхты: Tatoosh, Meduse и 126-метровая Octopus (стоимостью $254 млн), на которой он проводит большую часть своего времени.

 Помимо привычных мегаяхтинговых атрибутов Octopus оборудована всем необходимым для затяжного плавания и занятия двумя новейшими увлечениями Аллена: полноценной музыкальной студией и баскетбольной площадкой, ведь частыми гостями яхты являются игроки его команды Portland Trail Blazers.

В днище лодки инсталлирована смотровая камера для исследования подводной жизни — владелец верит в существование неизвестных форм жизни. Для этих же целей в тендере томятся две подводные лодки: обзорная 10-местная и радиоуправляемый “беспилотник” с высококачественной аудио- и видеозаписывающей аппаратурой.

Кроме того, имеются два вертолета, семь тендеров и прогулочных катеров и девять гид­роциклов. Будучи филантропом, Аллен регулярно сдает яхту в аренду научно-исследовательским и геологоразведочным экспедициям, пересаживаясь на Tatoosh или Meduse. А иногда и сам участвует в поисково-спасательных операциях.

Еще одна причина, по которой он предпочитает Octopus остальным судам вообще и суше в частности — недавнее неудавшееся похищение, из-за которого IТ-гений окружил себя живым щитом. Из 57 человек команды минимум десять ранее служили в элитном подразделении ВМС США “Морские котики”.

9932-тонная яхта приводится в движение восьмью дизельными моторами суммарной мощностью 19,2 тыс.л.с., разгоняющими ее до 37 км/ч. Яхта заядлого холостяка уникальна еще и тем, что по ее палубе можно ходить на каблуках, что и продемонстрировали папарацци Стефани Сеймур и Марта Стюарт.

A
Круизер длиной 119 м занимает только 20-е место в списке самых длинных яхт, но одно из первых — по оригинальности и целостности концепции. Уроженец Гомеля Андрей Мельниченко потратил на свою лодку $404 млн и назвал ее в честь супруги Александры.

Дизайнером яхты был Филипп Старк. Обводы а-ля субмарина объясняются желанием владельца плавать везде, в том числе среди льдов. Поэтому и автономность у судна соответствующая — 5 тыс. миль, а одноразовая заправка баков (575 тыс.л) обходится в более чем $1 млн.

Но не стоит думать, что “А” отделана столь же сурово, как и выглядит. Столы из зеркального венецианского стекла, черные люстры, диваны из стеганой кожи — все, как в лобби любимого хозяином отеля Mondrian, что на лос-анджелесском Сансет-бульваре.

Более того, основу декора составляют антикварная мебель и истинные произведения искусства вроде картин кисти Моне. Для любимых собак хозяина на верхней палубе предусмотрена “природная зона” с цветочными лужайками. Лодка, которую обслуживают 40 членов экипажа, способна с комфортом разместить 12 гостей.

В их распоряжении три 10-метровых тендера, вертолет, дюжина гидроциклов и три бассейна. Верхний оснащен сдвижной крышей, два других — с системой подачи воды, имитирующей течение.

При этом все они обнесены пуленепробиваемым оргстеклом. Мастер-каюта и вовсе выполнена в виде бронекапсулы и защищена пуленепробиваемым стеклом.

Сергей Суховский


Последние новости: