В состоянии эффекта

В состоянии эффекта
331

У предприятий государственного сектора есть все шансы из “черной дыры” экономики превратиться в эффективный и прибыльный актив. Труднее всего при реформировании госсобственности, как показывает практика, — отпустить госпредприятия “в свободное плавание”

В конце прошлого года Фонд госимущества Украины проанализировал финансово-хозяйственную деятельность 182 предприятий, в которых доля государства в уставном капитале превышает 50%.

В отчете ФГИ отмечено, что из всех предприя­тий, отобранных для анализа, только 42 были прибыльными “в соответствии с критериями оценки”. Результат, конечно, не впечатляет, но и ничего особо удивительного в нем нет.

К тому же в анализе не были учтены показатели работы предприятий, не находящихся в управлении ФГИ, — НАК “Наф­тогаз України”, “Укрзалізниця”, НАЭК “Энергоатом”, “Укртранс­газ” и др., которые завершили год с прибылью.

Гораздо интереснее вывод Фонда о том, что к “эффективно работающим” можно отнести 14 госкомпаний. Правда, в ФГИ полный список не обнародовали, выделив всего три предприятия: “Турбоатом”, “Центрэнерго” и Одесский припортовый завод. Как следует из пояснений председателя ФГИ Игоря Билоуса, оценка проводилась эмпирически.

Основным показателем была не прибыль как таковая (тем более что госмонополии уровня того же “Энергоатома” убыточными не могут быть по определению).

К эффективным г-н Билоус, например, отнес убыточный ОПЗ. Заслуга предприятия в том, что оно сохранило производственные мощности и трудовой коллектив.

Это поднимает очень важные вопросы: может ли вообще государство быть эффективным собственником и при каких условиях государственные предприятия становятся привлекательным активом?

Убрать лишнее
Стратегия реформы управления госсобственностью была разработана в сотрудничестве с МВФ и Всемирным банком еще в 2015 г. Она включает в себя ряд пунктов, ключевой из которых — проведение детальной инвентаризации и аудита имеющихся активов.

Номинально на балансе Фонда госимущества, Минэкономразвития, Мининфраструктуры, Минагрополитики и прочих министерств и ведомств числятся до 3,6 тыс. предприятий.

Детальная проверка, проведенная в прошлом году ФГИ и Минэкономразвития, показала, что реально существуют только 1,5 тыс. предприятий.

 Первое, что нужно сделать, — погасить или списать долги активов, существующих только на “бумаге”, и ликвидировать их.

Ликвидации подлежат и все убыточные ГП, существование которых будет признано нецелесообразным. Остальные активы должны пройти реструктуризацию, а унитарные госпредприятия, где преобладают коммерческие функции, — корпоратизацию.

Реструктуризацию, в частности, уже прошли или проходят Международный аэропорт “Борисполь”, “Укрспирт”, “Укргидроэнерго”, “Укр­почта”, “Нафтогаз України”
и др. Все функции управления корпоратизированными гос­предприятиями должны взять на себя независимые наблюдательные советы.

Очень важный нюанс — при проведении корпоратизации с баланса предприятий должны быть выведены все непрофильные активы. Они могут быть проданы, переданы в аренду, преобразованы в самостоятельные предприятия и т.д.

Отпустить “на свободу”
Вследствие разных причин в Украине был сохранен “сов­деповский” ведомственный принцип подчинения ГП.

В результате имеем пять крупных “держателей” госактивов: ФГИ (задача которого — не управление предприятиями, а подготовка их к приватизации, передаче в аренду или концессию), Мин­экономразвития, Мининфраструктуры, Минагрополитики и Минэнергоугля.

Фактически получается, что над наблюдательным советом корпоратизированных ГП существует прослойка из чиновников министерства, а само министерство дублирует функции наблюдательного совета. В случае с той же “Укрзалізницею” над наблюдательным советом “висят” Минэкономразвития (которому “Укрзалізниця” была передана в 2017 г.) и собственно Кабинет министров Украины.

Но суть реформы состоит в том, что наблюдательные советы должны взять на себя все функции управления и всю ответственность за результат работы. При этом госпредприятия необходимо поставить в равные конкурентные условия с другими игроками рынков. Например, должна быть пересмотрена норма о перечислении в бюджет 75% прибыли.

Отобрать необходимое

И, наконец, нужно решить вопросы о том, сколько предприятий должны остаться в полной государственной собственности и над какими государство должно сохранить частичный контроль в виде, скажем, блокирующих пакетов акций.

На деле это значит следующее: необходимо определить состав стратегических активов, которые не могут быть приватизированы ввиду своей специфики (земля, ОПК, ГТС и подземные газо­хранилища, инфраструктура, предприятия, обеспечивающие безопасность воздушного и водного транспорта, и т.д.).

Организация экономического сотрудничества и развития рекомендует для государственного контроля над всеми этими активами создать или холдинговую компанию, или отдельный государственный орган. В его функции также будет входить управление государственной недвижимостью.

Все остальные ГП должны быть приватизированы, вплоть до продажи предприятий на “голландских” аукционах со снижением цены.

Опять же, как вариант, ряд крупных государственных активов на первом этапе могут быть переданы в аренду и концессию (особенно когда рыночная конъюнктура не позволяет их выгодно продать).

Таким же образом (передать в аренду или концессию) логично поступить с украинскими морскими торговыми портами. Аренда может стать выходом и в том случае, когда приватизация предприятия невозможна до погашения кредитов или разрешения имущественных споров (как, скажем, в случае с Государственной продовольственно-зерновой корпорацией Украины).



Приватизация крупнейших государст венных активов групп В и Г,

запланированных к продаже в 2017 г.*




Смысл таких действий состоит в том, чтобы передать управление активом эффективному частному оператору, обеспечив полноценную операционную деятельность, и остановить обесценивание предприятия.

Формула эффективности государственного предприятия выглядит примерно так:

1. В государственной собственности остаются только стратегические активы, которые не могут быть приватизированы вследствие профиля деятельности или из соображений безопасности государства.

2. Для госпредприятий создаются равные с частными субъектами условия в части налогообложения, финансовой дисциплины и т.д.

3. Вся хозяйственная деятельность госпредприятия управляется исключительно независимым наблюдательным советом.

4. Все непрофильные активы выводятся с баланса госпредприятия и продаются, сдаются в аренду или ликвидируются.

5. Полномочия холдинговой компании или отдельного органа по управлению госпредприятиями ограничиваются исключительно решениями об изменении структуры актива, передаче его в аренду или концессию как целостного имущественного комплекса, размещении части акций на фондовых биржах, исключении предприятия из списка стратегических для дальнейшей приватизации и т.п.


 

Михаил Дикаленко
Последние новости: