Второе пришествие

Второе пришествие
505

Неожиданная покупка Александром Ярославским контрольного пакета акций Харьковского тракторного завода вызвала неоднозначную реакцию на рынке. БИЗНЕСу удалось побывать на предприятии и узнать о намерениях нового собственника из первых уст

В отличие от ухоженной гостиницы Kharkiv Palace Premier Hotel, построенной президентом группы DCH Александром Ярославским к Евро-2012, его новый актив — Харьковский тракторный завод (ХТЗ) — с порога проходной удручает запущенным видом, свидетельствующим о многолетнем нежелании бывших собственников инвестировать в развитие производства.

А отсутствие признаков жизни в административном здании красноречиво свидетельствует о развернутых вокруг ХТЗ широкомасштабных акциях Государственной фискальной службы и Службы безопасности Украины, до сих пор блокирующих работу предприятия.

На фоне этой пессимистической “разрухи” новый владелец предприятия излучает уверенность и оптимизм.

режде всего Александр Ярославский рассказал, что покупка акций ХТЗ у российского бизнесмена Олега Дерипаски — дело выгодное.

Продиктовано это решение не только альтруистическим желанием спасти предприятие родного города, но и коммерческими соображениями.

“Завод тяжелый, но не безнадежный”, — признался г-н Ярославский. Модернизация предприятия будет направлена в первую очередь на сокращение издержек и снижение себестоимости продукции, а успех — зависеть как от самого производства, так и от поиска целевых рынков сбыта, где отечественные трактора смогут конкурировать, прежде всего, с аналогичной продукцией стран СНГ.

Но основную надежду новый собственник возлагает все-таки на внутренний рынок, который при поддержке сельхозпроизводителей может потреблять 60-70% продукции завода.

“Для развития тракторостроения я бы предложил государству создать соответствующую программу поддержки не машиностроителей, а сельхозпроизводителей, и компенсировать им 20-30% затрат на приобретение техники”, — отметил бизнесмен.

Что касается производства воен­ной продукции, то говорить о том, будут ли власти рассматривать ХТЗ как площадку для размещения оборонного заказа, пока рано. Чтобы сдвинуть этот вопрос с мертвой точки, необходимо как можно быстрее разблокировать предприятие.

Как выяснилось, в части выплаты бюджетной задолженности уже имеются определенные сдвиги. В начале июня администрации ХТЗ совместно с кредиторами удалось принять решение о начале процедуры досудебной санации. Это позволит разблокировать счета и выплатить задолженность по зарплате. При самых оптимистических прогнозах, на это потребуется не менее месяца.

Но чиновники на местах пока занимают выжидательную позицию. Даже несмотря на то, что Президент Украины Петр Порошенко уже поддержал идею возрождения на ХТЗ производства тракторов и военной продукции. Впрочем, Александру Ярославскому, научившемуся вести бизнес при любой власти, к трудностям не привыкать.

“Я никуда не спешу.
Десяток лет – точно”, –

говорит Александр Ярославский, собственник группы DCH

— В чем заключалась основная мотивация возвращения на ХТЗ?
— Кому-то нравится приобретать успешные предприятия. Кому-то — покупать предприятия за копейки на спецконкурсах, выжимать из них все что можно и доводить до банкротства. Но это не мой путь. Я понимал, что завод — проблемный. Но его можно превратить в успешное предприятие.

— Тогда почему вы ранее его продали?
— Я видел большую перспективу завода у российского собственника, у которого есть производство двигателей и целая цепочка смежников. Теперь ситуация изменилась, поэтому прежним акционерам стало не совсем удобно работать на украинском рынке.

Соответственно, подешевели и активы завода.

— Изъявлял ли кто-нибудь желание взяться за модернизацию завода совместно с вами?
— Я озвучивал такое предложение. Но ответа не дождался.

— А задействовать какие-либо фонды не намерены?
— Мне не нужны фонды. У меня есть собственные деньги. В свое время, в 2010 г., я продал большие активы. Поэтому никакие фонды привлекать не собираюсь.

— Во сколько вы оцениваете модернизацию производства?
— О конкретных суммах можно будет говорить после разработки бизнес-плана. По предварительным оценкам, основные вложения могут составить 300-400 млн грн.

— Какие рынки вы считаете основными для ХТЗ?
— Прежде всего это рынки Украины, Казахстана. При благоприятном стечении обстоятельств можно рассчитывать на иранский, кубинский рынки. Будем искать варианты и в России.

— А сложности взаимоотношений с РФ не будут препятствием?
— Я — бизнесмен. Если мне законодательно запретят продавать продукцию в РФ, то я как законопослушный гражданин продавать ее не буду. Но пока это не запрещено.

— Готовы ли вы в нынешних условиях производить продукцию двойного назначения?
— Да. ХТЗ рассчитан на то, чтобы производить оборонную продукцию. Специалисты есть. Деньги есть. Нужно налаживать производство.
 
С учетом того, что Президент уже поддержал эту идею, основная задача — снять с предприятия блокаду и запустить производство.

— Сейчас общий объем кредиторской задолженности составляет 1,133 млрд грн. Как намерены рассчитываться с кредиторами?
— Собрание кредиторов ХТЗ одобрило проведение досудебной санации предприятия. Она предполагает годовую отсрочку на выплату кредиторам и дает шанс спасти предприятие.

Как только решится вопрос разблокирования счетов предприятия, я готов погасить 20 млн грн. задолженности по зарплате и вкладывать в пополнение оборотных средств.

— По всей видимости, быстро окупить инвестиции в модернизацию не получится?
— А я никуда не спешу. Десяток лет — точно.

Последние новости: