“Я сторонник отказа от погони за долей рынка ради создания более рентабельной и финансово устойчивой компании”

“Я сторонник отказа от погони за долей рынка ради создания более рентабельной и финансово устойчивой компании”
1429

Владимир Олейник, учредитель и коммерческий директор ООО “Такт”:

За 20 лет работы на украинском рынке металлосервисная компания “Такт” нашла свою нишу на рынке продажи металлопроката и освоила собственное производство по обработке металла. Вопреки перманентному кризису и боевым действиям в Донбассе, предприятие осваивает полный цикл производства для выпуска новой продукции и выхода на новые рынки. О том, как происходило становление компании и с какими вызовами она сталкивается сейчас, БИЗНЕСу рассказал Владимир Олейник, учредитель и коммерческий директор ООО “Такт”.

Старт и эволюция
— Расскажите об основных этапах становления компании.
— Интерес к предпринимательской деятельности у меня был всегда, но реализовать в полной мере свои бизнес-планы удалось лишь в 1995 г. с открытием компании. Стартовый капитал составил $1 тыс. На эти средства я арендовал помещение под офис, пригласил нескольких сотрудников, купил мебель и приобрел факс. И все — деньги закончились, оборотного капитала не было.

— А как работали?
— Тогда была эпоха бартера. Мы приобретали продукцию (металлопрокат, автошины, аккумуляторы, краску, растворители) и продавали в основном нефтяникам и газовщикам из Черниговской области.

В городах Прилуки и Ромны, где мы начинали свой бизнес, было сосредоточено много машиностроительных предприятий, которым также требовался различный товар. В то время машиностроительные заводы переживали кризис, у них не было возможности финансировать поставки товара.

Поэтому предприятия рассчитывались сортовым металлопрокатом, который не был востребован и лежал у них на складах. Мы вынуждены были заняться реализацией данной продукции. На рынке металла активно развивался сегмент проката строительного назначения (арматура, балки, уголки, швеллеры и др.), а на рынке материалов для машиностроения (круги, квад­раты, шестигранники, полосы) не было системных компаний, которые целенаправленно занимались бы этим сортаментом.

Мы стали одними из первых, кто сосредоточился на продаже стального проката из легированных и конструкционных марок стали для машиностроительных предприятий. Примерно с 2000 г. мы сосредоточились на развитии этой ниши.

— Что повлияло на определение ниши?
— Набравшись опыта на этом рынке и завязав доверительные отношения с машиностроительными заводами, наша компания фактически стала специализироваться на этом продукте. К тому же другие товарные ниши были заняты. Сработали интуиция и понимание процессов восстановления промышленности Украины.

— Что изменилось после этого?
— В 1998-2000 гг. украинская экономика переходила на денежные расчеты. Это позволило нам приобретать прокат у металлургических предприятий по безналичному расчету. Мы начали сотрудничество с Донецким металлургическим заводом, металлургическим заводом “Истил”, Донецким металлопрокатным заводом, электрометаллургическим заводом “Днепроспецсталь” и другими предприятиями.

Открыли несколько металлобаз в регионах, где было развито машиностроение (в Донецке, Мелитополе и Днепропетровске). На достигнутом останавливаться не стали, и в 2007-2008 гг. родилась идея построить производственный цех и самостоятельно изготовлять калиброванный металлопрокат и прокат со специальной отделкой поверхности.

— Откуда такая идея?
— Путь от трейдера к производителю прошли многие зарубежные компании. Не могу сказать, что эта идея — уникальна. Мы, безусловно, изучали зарубежный опыт, но в Украине эту идею мы реализовали первыми.

С выпуском первой тонны проката мы концептуально ушли от понятия “металлобаза” и построили металлосервисный центр, который обеспечил оказание комплекса услуг по холодному волочению, обточке, порезке, термообработке, доставке и др.

Мы сосредоточили у себя многие операции по обработке металлопроката, которые ранее машиностроительным предприятиям приходилось выполнять в своих вспомогательных цехах.

— Как осваивали производственные мощности?
— В 2008 г. мы начали закупать оборудование. Сначала приобрели и установили грузоподъемные краны, заказали металлоконструкции для цеха. А потом три года оформляли документы на аренду земли.

Это был затяжной и трудный этап, усложнивший развитие нашей компании. В 2011 г. мы закончили строительство цеха общей площадью 2,5 тыс.кв.м и приступили к установке и наладке оборудования. В 2013 г. запустили производство, начали осваивать выпуск профилей и прорабатывать технологии.

— Многие компании в кризис сворачивают программы развития, вы же, наоборот, развивали производство. В чем секрет?
— Это философия нашего бизнеса. Считаю, что нет лучшего времени для развития, чем сейчас. Ведь, инвестируя сегодня, мы можем влиять на будущее. Секрет в том, что мы вовремя “считывали” потребности наших клиентов и оперативно реагировали на них.

Мы видели, как в 2008 г. машиностроительные предприятия вынуждены были закрывать вспомогательные цеха. Мы же открыли цех и смогли предложить машиностроителям необходимую продукцию.

Настоящее время
— Нынешний кризис похож на предыдущий?
— Нынешняя ситуация хуже той, которую мы пережили в 2008 г. Замедление экономики КНР, падение цен на нефть, перепроизводство… Выход из этого кризиса будет затяжным и болезненным. В нашем случае ситуация усугубляется потерей рынка России, невозможностью быстрой переориентации производств на рынки Европы и Америки, а также неспособностью государства проводить реформы.

— Что вы имеете в виду?
— В 2013 г. мы подвели черту, уладили все проблемы с налоговой через налоговый компромисс, увеличили официальную заработную плату втрое, тем самым получив льготу по начислению налога (единого социального взноса).

 Мы изменились и ожидали аналогичных шагов от чиновников из разных ведомств (таможня, налоговая, суды и т.п.), но этого не произошло. Сейчас продолжаем доказывать таможне правильность цен по прямым контрактам, в судах оспариваем абсурдные акты налоговых проверок, не подтвержденные ничем.

До тех пор, пока не будет введена личная ответственность чиновников за принятые ими решения, ситуация не изменится. Нужно менять подход к управлению, менять руководство на всех уровнях государственного управления.

Не нужно бояться, что молодые и неопытные кадры чего-то не умеют, главное — что они не умеют брать взятки. Срочно нужны радикальные и быстрые изменения, в противном случае страна останется сырьевым придатком с затухающей экономикой без шанса на возрождение.

— С какими показателями компания закончила год?
— Последние три года, 2013-2015 гг., продажи нашей продукции сокращаются, в результате чего мы потеряли 40-45% сбыта (в физическом выражении). Ситуация стабилизировалась только с августа 2015 г., когда наметился небольшой прирост реализации.

— Чем обусловлена стабилизация?
— Это связано с перераспределением объемов продаж и со стабилизацией ситуации в Донбассе. Но, вполне возможно, что дно, которое, как нам кажется, мы нащупали, окажется еще ниже. Сужение рынка сбыта для украинских товаров из-за российских ограничений, а также введение нового режима транзита грузов через территорию России может дополнительно ударить по украинскому машиностроительному сектору. Но мы надеемся, что машиностроительные заводы, с которыми взаимодействует наше предприятие, покажут стабильные результаты производства в 2016 г.

— Есть планы увеличить продажи за счет европейских рынков?
— Основным рынком сбыта для нашей компании остается украинский. Тем не менее мы реализуем свою продукцию в ближнее зарубежье и выходим на рынок Европы.

Уже сейчас, имея высокотехнологичное производство и качественный прокат, мы выпускаем продукцию, соответствующую стандартам европейского и американского рынков. Установка шлифовально-полировального оборудования позволит повысить качество поверхности прутков и расширить сортамент, реализуемый на европейский рынок.

— Когда планируете завершить установку нового оборудования?
— Часть оборудования осталась на производственных площадках в Донецке. Теперь мы приобрели аналогичные машины и планируем их установить в Днепропетровске, но столкнулись
с нехваткой площадей. Намерены расширяться, строить еще один цех, но снова столкнулись с неопределенно долгим и забюрократизированным процессом переоформления аренды земли.

У нас нет возможности ждать еще два года. Жизнь ускорилась в разы, нужны перемены, срочное принятие законов, которые позволят развиваться бизнесу. Президент Украины, премьер-министр и другие высокопоставленные чиновники призывают зарубежных и отечественных инвесторов вкладывать средства в украинскую экономику, а сами при этом ничего не делают для улучшения условий ведения бизнеса.

— Какие условия требуется улучшать?
— В первую очередь необходимы оперативное выделение земли, подвод электросетей за счет государства или предприятий, владеющих электрогенерирующими мощностями. Также нужен гарантированный возврат НДС в автоматическом режиме, возможность вывода средств
в случае провала проекта.

Ближайший наш сосед Турция, которая до недавнего времени была аграрной страной, превратилась в индустриальное государство, повернувшись лицом к бизнесу. Правительство Турции предоставило инвесторам промышленные площадки (технопарки) со всей инфраструктурой для возведения производственных объектов, а также создало необходимый климат для развития бизнеса, упростив систему налогообложения.

— Компания открыла филиалы в Киеве и Харькове. Смогут ли они компенсировать “замораживание” мощностей в Донецке?
— Открытие этих филиалов продиктовано желанием приблизиться к нашим потребителям
в регионах, которые, как мы считаем, будут развиваться. О каких-либо результатах можно будет говорить, как минимум, через полгода работы. Кстати, планируем также строительство второй очереди цеха в Днепропетровске.

Будущее
— Какие еще планы на будущее?

— Мы намерены после постройки второй очереди цеха запустить в работу все агрегаты, приобретенные и хранящиеся на складе. Это позволит нам улучшить качество и расширить сортамент производимой продукции для дальнейшей ее реализации как за рубеж, так и на внутреннем рынке.

— Что это за продукция?
— Сейчас мы выпускаем холоднодеформированные профили: это круг, квадрат, шестигранник и другие нестандартные профили диаметром 5-50 мм (как в прутках, так и в бунтах) из различных марок стали с термообработкой.

 Оборудование позволяет производить прокат с квалитетами точности h10 и h11 и качеством отделки поверхности, соответствующим группе В. Также по более новым технологиям производим круги и трубы со специальной отделкой поверхности диаметром 10-63 мм с квалитетами точности h12-h10 и качеством отделки поверхности групп Г и Д.

На шлифовально-полировальном оборудовании будем обрабатывать круги и трубы с квалитетами точности h9-h6, а в дальнейшем планируем выпускать штоки, применяемые при производстве различных гидроцилиндров. Материал со спецотделкой наши клиенты применяют на многофункциональных токарных станках-автоматах.

Многие машиностроительные предприятия приобретают новую технику, поэтому и мы идем в ногу с нашими потребителями. К примеру, компания “Гидросила Групп” (Кировоград) постоянно обновляет станочный парк и является флагманом в производстве гидроаппаратуры и сельхозтехники.

— Не намерены прекратить трейдерскую деятельность и заняться исключительно производством?
— Нет, деятельность в этих двух сегментах взаимосвязана, и мы будем работать в обоих парал­лельно.

— В 2015 г. объем металлопо­требления в Украине составил около 3,2 млн т. Увеличится ли этот показатель в 2016 г.?
— Стоит вопрос о сохранении объема потребления стали на уровне 2015 г. Есть ощущение, что для многих компаний этот год окажется хуже предыдущего. Цены на сталь снижаются, инфраструктурных проектов нет, рынки сбыта готовой продукции сужаются. Думаю, стагнация будет продолжаться еще несколько лет.

— Где же искать прибыль?
— Среди наших коллег-металло­трейдеров есть такие, кто уже идет по пути необоснованного снижения цен, невзирая на прибыльность продаж, демпингуя на рынке и, как ни парадоксально это звучит, конкурируя с собой. В результате это не приводит ни к увеличению продаж, ни к получению прибыли.

Я же сторонник отказа от погони за долей рынка ради создания более рентабельной и финансово устойчивой компании. Украинский рынок давно структурировался, игроки определились с нишами. Теперь им остается развиваться, искать новые заказы и возможности снижения затрат.

— По какому пути идет ваша компания?
— Мы идем по пути предоставления сервиса и послепродажной поддержки продукции. В это понятие мы вкладываем не только качество обслуживания и вежливость персонала. Мы предлагаем потребителям комплексные металлургические решения по освоению новых профилей и марок стали, опираясь на собственный произ­водственный и научный потенциал, а также на потенциал наших партнеров — металлургических заводов, расположенных по всему миру.

— Что это за партнеры?
— С остановкой ряда металлургических предприятий в Донбассе машиностроители остались без определенных видов профилей, которые производились только предприятиями данного региона.

Мы реализовали ряд проектов по освоению производства новых профилей и марок стали для украинских аграриев, железнодорожников и тех же металлургов на базе метзаводов, расположенных в Турции, Китае, Индии, Италии и Словении.

Также на нашем предприятии есть группа технических экспертов, которая направляется к потребителям для “считывания” их потребностей. Это позволяет реализовать “стальные” решения, необходимые нашим клиентам.

Два главных вопроса БИЗНЕСа
? — Какое достижение компании вы считаете самым главным?
— Развитие с нуля до стабильно работающей компании с собственным производством.

? — Какое ваше личное решение, повлиявшее на развитие компании, вы считаете самым удачным?
— Таких было несколько. Первое — определение рыночной ниши, второе — идея строительства цеха и установка оборудования по обработке металлопродукции.


Портрет компании ООО “Такт”

Месторасположение главного офиса и основных производственных мощностей:
г.Днепропетровск.
Образовано: в 1995 г.
Основной собственник: Владимир Олейник.
Сфера деятельности:
производство и продажа металлопроката для предприятий машиностроительного сектора.
Основная продукция и услуги:
круги, квадраты, шестигранники, полосы, поковки, калиброванные профили и круги со специальной отделкой поверхности;
термообработка, порезка, правка, упаковка металлопроката, доставка.
Количество филиалов: четыре, а также пять промышленных площадок.
Штат: 190 человек.
Последние новости: