Завтрак продано

Завтрак продано
878

Рост цен на готовые сухие завтраки пока сдерживает развитие данного сегмента в Украине. Но это не останавливает новых игроков, готовых инвестировать в будущее

Сегмент готовых сухих завтраков (мюсли, подушечки, хлопья, фигурки) в Украине стал развиваться в начале 2000-х годов. С повышением экономического благосостояния, уровня занятости и под влиянием западной культуры у украинцев менялись привычки питания. Потребление готовых к употреблению сухих завтраков постепенно росло. До определенного момента.

Хрустящий сегмент
Аналитики говорят, что сегмент хрустящих завтраков в Украине рос еще в 2014 г. А год спустя реализация этой продукции в натуральном выражении стала сокращаться. По данным исследовательской компании Nielsen, продажи готовых завтраков в стране уменьшились с 6,2 тыс.т в 2014 г. до 4,8 тыс.т в 2016 г.

При этом в денежном выражении реализация продукции увеличилась на 24% в 2015 г. и 4% в 2016 г.

Стремительное удорожание сухих завтраков на фоне снижения покупательной способности украинцев привело к сокращению потребления этой продукции.

Анна Ильчук, руководитель группы по работе с производителями продовольственного рынка компании Nielsen в Украине, рассказала, что реализация сухих завтраков сокращается во всех регионах страны, но наибольшее падение продаж наблюдается в Днепропетровской и Львовской областях.

По оценкам Nielsen, в 2015 г. цены на завтраки выросли на 38%, в 2016 г. — на 20%. Такой рост вынудил многих потребителей отказываться от завтраков быстрого приготовления.

По оценкам компании Lantmannen Axa, за последние пять лет количество отечественных потребителей готовых завтраков сократилось с 22% до 17%.

Как заметил Игорь Червак, региональный директор этой компании в Украине и России, в прошлом году дорожали почти все составляющие для производства готовых завтраков: основное сырье — кукуруза, а также упаковочные материалы и энергоносители.

Участники рынка и аналитики делят рынок готовых зав­траков на такие сегменты, как “детский”, “взрослый”, “для всей семьи” и сегмент подушечек и мюсли. В этой структуре наибольшую долю в 2016 г. занимали “детский” сегмент (37%) и сегмент “для всей семьи” (30%).

По данным Nielsen, за последний год “детский” сегмент увеличился на 5% в основном за счет уменьшения “взрослого”. Сегмент завтраков для детей оказался самым устойчивым, потому что реализация сухих завтраков в этом сегменте за последний год не изменилась, тогда как во всех остальных продажи существенно сократились.

 “Неудивительно, что именно “детский” сегмент сохранил свои объемы продаж за последний год. Ведь самое последнее, что будет делать покупатель в условиях ограниченного бюджета, — экономить на детях. Это полезное лакомство давно уже заняло свое место в рационе питания многих детей”, — отметила Анна Ильчук.

Кроме того, цена на детские завтраки в прошлом году росла меньше (всего на 15%), чем на другие “хрустяшки”. Что также способствовало сохранению объемов реализации этих продуктов в 2016 г. по сравнению с 2015 г.

Взрослые завтраки за прош­лый год подорожали на 23%. По данным аналитиков Nielsen, сокращение реализации продукции “взрослого” сегмента вызвано падением продаж ключевых товарных позиций компании Nestle.

Новички на пороге
Концентрация игроков в сегменте очень высока. Три компании — Lantmannen Axa, Nestle и Днепровский комбинат пищевых концентратов — удерживают около 80% рынка. Остальное приходится еще на 20-25 игроков (с учетом импортеров).

Операторы говорят, что не менее 10% рынка занимают собственные марки торговых сетей. Причем продукцию private label супермаркеты заказывают в основном за рубежом.

По данным г-на Червака, компания Lantmannen Axa контролирует 55% рынка (см. блиц-интервью на стр.41). Но если этот игрок, а также Днепровский комбинат пищевых концентратов выпускают готовые завтраки в Украине, то Nestle их импортирует.

В частности, до революционных событий в стране компания ввозила продукцию из России. Но после охлаждения отношений Украины и РФ, как и другие международные компании, поставлявшие товары со своих производственных площадок в России, вынуждена была переориентироваться на импорт из других стран. Изменение географии поставок не могло не повлиять на объемы сбыта готовых завтраков Nestle в Украине.

Несмотря на спад потребления сухих завтраков в стране, некоторые игроки готовы осваивать этот сегмент, видя в нем потенциал. Речь идет о компаниях, занимающихся переработкой зерновых.

В частности, БИЗНЕСу стало известно, что компания “Терра” (Харьковская обл.) собирается начать выпуск готовых завтраков. Кроме того, как рассказала Ирина Брославцева, директор торгового дома “Добродія Фудз” (входит в группу Agricom), агропромышленная компания Agricom Group рассматривает возможность выпуска экструзионных готовых завтраков на предприятии в Черниговской области, которое будет введено в эксплуатацию летом 2017 г. Производителей не отпугивает довольно высокий порог вхождения в этот сегмент.

Ведь стоимость новой линии для производства готовых завтраков от ведущих мировых производителей оборудования, по словам экспертов, может достигать EUR80 млн.

Как бы то ни было, появление новых игроков ужесточит конкуренцию и подтолкнет рынок к развитию. “Нет ничего плохого в том, что другие игроки будут инвестировать в продукт, в образование потребителей. Ведь любые коммуникации с конечным потребителем приводят к расширению рынка. И чем больше игроков будут вести эти коммуникации, тем лучше”, — пояснил Игорь Червак.

Связь с внешним миром
По данным компании Pro-Consulting, импорт сухих зав­траков уменьшился с 12,8 тыс.т в 2014 г. до 7 тыс.т в 2016 г. Как отметил Александр Соколов, генеральный директор Pro-Consulting, тенденция объясняется ростом импортных цен, а также сокращением потреб­ления импортной продукции премиум-сегмента.

При этом экспортные поставки сухих завтраков за последние два года кардинально не менялись. По данным Pro-Consulting, в 2015 г. украинские производители сократили продажи завтраков за рубеж на 2% — до 4,5 тыс.т.

Это было обусловлено прежде всего уменьшением экспортных поставок в РФ, которая ввела пошлины на этот вид товаров. Но уже в 2016 г. реализация сухих завтраков на внешние рынки увеличилась на 6% — до 4,8 тыс.т. При этом в денежном выражении объемы экспорта не увеличились, а сохранились на уровне $5,6 млн.

По словам г-на Соколова, в 2016 г. Украина увеличила экспортные поставки завтраков благодаря довольно низким ценам на продукцию, что вызвало спрос на внешних рынках. Основные страны — импортеры сухих зав­траков из Украины — Молдова, Россия, Румыния, Грузия.

На их долю в 2016 г. пришлось до 50% поставок. “В 2016 г., по сравнению с 2015 г., увеличилась реализация сухих завтраков в Польшу, что свидетельствует о том, что Украина во внешней торговле начинает ориентироваться на европейские страны”, — добавил г-н Соколов.

Участники рынка ожидают, что в 2017 г. спрос на готовые завтраки сохранится на уровне 2016 г. Хотя с появлением новых операторов в сегменте есть все шансы увеличить объем производства и потребление продукции.

Алла Силивончик
Последние новости: