Банкир на обочине

Банкир на обочине
239

Журналист Георгий Юр несколько лет мечтал приобрести новый автомобиль, планируя сделать это весной нынешнего года. Часть средств была скоплена, а недостающие автомобилист надеялся выручить от продажи своего Lanos, на котором он катался почти семь лет.

Однако кризисные явления, охватившие в том числе и авторынок, похоже, помешают планам нашего героя. “Я уже было накопил достаточно денег для покупки нового авто, даже без учета выручки от продажи старого, но из-за девальвации сбережения обесценились. Теперь их недостаточно для приобретения новенького авто”, — сетует Георгий.

Аналогичная проблема коснулась и предпринимателя Александра М. из Киевской области, который весной собирался продать свой старенький микроавтобус Volkswagen Transporter и купить с доплатой более мощную и грузоподъемную технику. “Дал объявление о продаже. За две недели ни одного звонка, — жаловался Александр в конце апреля нынешнего года. — Планы придется отложить на неопределенное время”. Связываться с кредитованием в столь нестабильное время наши герои категорически не желают.

Экстренное торможение

В нынешнем году с такой “автомобильной” проблемой столкнулись многие потенциальный покупатели и продавцы. Как результат, полный обвал авторынка, как первичного, так и вторичного. По данным участников рынка, объемы реализации новых легковых автомобилей в мае 2014 г. сократились в 5 (!) раз по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года и 3 раза по сравнению с апрелем нынешнего года.

По итогам мая было зарегистрировано всего немногим более 3 тыс. новых автомобилей, что стало новым антирекордом для отечественного авторынка. “Таких низких показателей украинский авторынок еще не демонстрировал за всю историю наблюдений”, — отмечают эксперты специализированного портала AUTO-Consulting (г.Киев; с 1999 г.; 12 чел.).

Ранее операторы рынка объясняли падение продажи в мае девальвацией гривни, длительными праздниками и ситуацией в восточных областях, куда практически прекратились поставки.

“Однако результаты оказались хуже ожиданий. Обнадеживает лишь тот факт, что в последнюю неделю мая после президентских выборов сбыт существенно активизировался и еще не все авто успели попасть в итоговую статистику. Но это слабое утешение. Скорее всего, майские показатели — это и есть “дно” украинского авторынка”, — отмечают в AUTO-Consulting.

Между тем Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД; г. Киев; с 1999 г.; 100 членов), на своей странице в социальной сети отмечает, что с учетом оживления на рынке после президентских выборов объемы продажи авто в июне по отношению к маю могут вырасти на 70%, т.е. превысить 5 тыс. новых автомобилей.

Всего по итогам января — мая 2014 г. было продано менее 47 тыс. новых авто (см. “Количество…”). Так что шанс завершить первое полугодие с результатом в 52 тыс. проданных машин. Отметим, что за весь 2013 г. в Украине было реализовано более 201 тыс. легковых автомобилей, а еще годом ранее — 217,6 тыс.

Включили аварийку

Участники авторынка вполне обоснованно ожидают двукратного сокращения количества проданных авто в текущем году. При этом, согласно ожиданиям, доля проданных в кредит авто сохранится на уровне прошлого года. То есть падение объемов кредитования (финансирования) будет прямо пропорционально сокращению авторынка. Объем портфеля гривневых кредитов, выданных физическим лицам, млрд грн.

“Сейчас на рынке наблюдается общее падение объемов не только финансирования, но и продажи в целом. Это нормально в условиях нестабильности, и мы к этому готовы. Кроме того, сегменты лизинга и кредитования на фоне общего снижения, скорее всего, удержат свои позиции”, — прогнозирует представитель крупной лизинговой компании.

По словам финансистов, многое будет зависеть от развития ситуации на востоке Украины, так как некоторые финучреждения были вынуждены полностью прекратить финансирование покупок автомобилей в Донецкой и Луганской областях, даже несмотря на заключенные договора.

В последние годы доля авто, приобретенных в кредит, составляет 20-25% от общего количества проданных новых машин. По итогам I квартала 2014 г. в кредит и лизинг были оформлены 22,7% реализованных дилерами автомобилей.

Впрочем, в апреле эта доля достаточно резко сократилась, в результате чего общий показатель с начала года снизился до 21%. Финансисты отмечают, что граждане стали реже задумываться о кредитах. Судя по всему, всвязи с нестабильной ситуацией в стране клиенты с большой опаской совершают покупки, требующие привлечения финансирования.

Стоп-сигнал

Тревожные для рынка автокредитования сигналы начали поступать уже по итогам марта, когда количество кредитов, оформленных в банках — лидерах рынка, уменьшилось более чем вдвое по сравнению с февралем. Напомним: в марте 2014 г. количество автомобилей, оформленных в кредит в банках — лидерах рынка автокредитования, превысило 1,2 тыс.шт.

Примечательно, что еще в январе динамика этого сегмента рынка вселяла оптимизм: количество автомобилей, оформленных в кредит в банках — лидерах рынка, увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 57% — до 2,5 тыс.шт. При этом почти каждый месяц меняется как перечень кредитующих банков, так и банки — лидеры по объемам выдачи кредитов на покупку авто.

Например, по итогам марта на первое место по количеству выданных автокредитов вышел “Креди Агриколь Банк”, доля которого по этому показателю выросла примерно на 7 п.п. — почти до 25%. Лидером по приросту присутствия на рынке в марте стал “Кредобанк”, увеличивший свою долю по количеству заключенных договоров почти втрое — до 22% рынка.

Третье место с небольшим снижением активности занял Укрсоцбанк (UniCredit Bank) с 16,4%-ной долей рынка. Впрочем, уже по итогам апреля ситуация изменилась. В частности, “Правэкс-Банк” вытеснил из тройки лидеров Укрсоцбанк, доведя свою долю в общем количестве выданных кредитов до 18%. А вот Кредобанку по итогам апреля удалось выйти на первое место. Правда, на падающем рынке сделать этот не так уж и сложно.

Отметим, что сокращают свое присутствие на рынке автокредитования такие финучреждения, как “ВТБ Банк” (возобновил выдачу автокредитов только 30 апреля) или “Идея Банк”, который в прошлые годы был лидером по объемам выдачи кредитов на покупку авто. Кроме того, например, в марте вовсе не оформлялись автокредиты в “Альфа Банке (Украина)”, Всеукраинском банке развития (ВБР), ПУМБе, Укргазбанке, УкрСиббанке и “Универсал Банке”.

Короткая база

Учитывая увеличение стоимости ресурсной базы, банки также повысили процентные ставки по кредитам на покупку автомобилей. По данным компании “Простобанк Консалтинг”, уровень средних ставок по займам на новые иномарки только за апрель вырос на 0,2-0,5 п.п. — до 13,1-17% годовых, в зависимости от срока кредитования.

При этом наибольший рост, как и наивысшая ставка в среднем по рынку, наблюдался по кредитам сроком на шесть лет, которые подорожали на 0,5 п.п. — до 17% годовых. Следует отметить, что процентные ставки и их динамика зависят от типа приобретаемого автомобиля.

Так, по данным компании “Простобанк Консалтинг”, средняя реальная стоимость займов на покупку новых отечественных авто за апрель увеличилась на 0,3-0,6 п.п. — до 18,5-19,4% годовых, а в целом с начала 2014 г. — на 0,6-1,3 п.п. Надо сказать, подорожание кредитов весьма скромное, если учесть темпы повышения депозитных ставок.

Напомним: в прошлом году вследствие различных регуляторных новаций (ввозные пошлины, утилизационный налог) некоторые месяцы характеризовались резкой активизацией рынка автокредитования. В частности, период активности пришелся на март-апрель, а также на август 2013 г. (см. статью "Неласковій май").

Примечательно, что всякий раз повышение активности в сегменте автокредитования находило свое отражение в позитивной динамике портфеля кредитов, выданных физическим лицам.

В нынешнем году данная тенденция продолжается. На фоне упадка автокредитования всего за два месяца (март-апрель) портфель кредитов уменьшился на 2,7 млрд грн. — до 120,2 млрд грн. (см. “Объем…”). Впрочем, как известно, активность банков на рынке потребительского кредитования в целом также существенно снизилась.

Последние новости: