Делить на ноль

Делить  на ноль
196
В среду, 10 сентября, на расширенном заседании Кабмина премьер-министр Арсений Яценюк заявил буквально следующее:

 “Что касается подготовки пакета бюджетной реформы и внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство, как предусмотрено Конституцией,

правительство внесет до 15-го числа Закон Украины о Государственном бюджете, где четко определены миллиардные расходы на оборону
”.

На самом деле не совсем так: если проект Бюджета, согласно Конституции и Бюджетному кодексу, действительно должен вноситься в Верховную Раду не позднее 15 сентября,

то любые изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы в такие сроки прямо противоречат положениям этих документов.

Так или иначе, но проект Бюджета должен появиться уже сегодня. И хотя на момент подготовки данной статьи в печать самого документа еще не было, исходя из одобренного постановлением Кабмина №404 от 27.08.14 г.

Прогноза экономического и социального развития на 2015 год, можно оценить качество проекта, который будет предъявлен. Сразу следует сказать, что это будет едва ли не наиболее безобразно подготовленный проект, который никакого отношения к реальности иметь не будет.

И “папередники”, и “папередники папередников” неоднократно отмечались оригинальными прогнозами. Однако нынешний Кабмин превзошел всех: постановлением №404 он не только утвердил прогноз на 2015 г.,

но и отменил прогноз на 2014 г. (базу), не предоставив ничего взамен. Образно говоря, утверждена простая дробь, в которой указан числитель, но отсутствует знаменатель!

Опираясь на прогнозы двух ценовых индексов, можно примерно понять только то, что прогноз рассчитывался исходя из объема номинального ВВП в 2014 г. примерно в 1,6 трлн грн.

В первом полугодии 2014 г. номинальный ВВП составил 685,8 млрд грн., во втором полугодии 2013 г. — 799,0 млрд грн.

Чтобы выйти в нынешнем году на показатель 1,6 трлн грн., номинальный ВВП во втором полугодии текущего года должен составить около 935,0 млрд грн.

С учетом имеющего место экономического обвала (а в III квартале реальный ВВП, с большой долей вероятности, сократится более чем на 10%) это возможно лишь при продолжении раскручивания маховика роста цен.

Для этого в цифровом выражении индекс-дефлятор ВВП (а это совокупность всех ценовых индексов) должен достичь во втором полугодии 25-30%! Впрочем, вполне возможно, что правительство именно на этот показатель и нацелилось…

Уже традиционно, начиная с прогноза на 2009 г., в нынешнем прогнозе отсутствует хоть какое-то упоминание о курсе гривни по отношению к иностранным валютам.

Если отсутствие базы расчета “подвешивает” прогноз в воздухе, то отсутствие данных по валютному курсу, по сути, лишает нас “якорных” единиц измерения показателей и делает прогноз бессмысленным.

Наконец, в прогнозе утверждены два сценария развития ситуации. Но не негативный и позитивный, что было бы логично, а просто “сценарий 1” и “сценарий 2”.

Они довольно близки друг к другу. И если не сверхоптимистичны, то уж точно достаточно благостны. Вообще непонятно, в чем между ними разница и в каком случае дело пойдет по сценарию 1, а в каком — по сценарию 2.

Хотя в объективной реальности, а не в той, в которой правительство занимается расчетами, со сценариями все ясно. Самый худший: продолжение и распространение боевых действий на востоке Украины, дальнейшее обострение отношений с Россией.

Соответственно, самый лучший: Донбасс остается в составе Украины, перемирие превращается в мир, отношения с Россией налаживаются.

Есть также несколько промежуточных сценариев (например, продолжение перемирия, но фактическое выпадение Донбасса из экономики Украины и т.п.).

Разница в экономических показателях, которые будут зафиксированы при лучшем и худшем сценариях, измеряется никак не 1-1,5%, а десятками процентов!

В лучшем случае рост ВВП может быть гораздо больше 2%, а в худшем экономику ждет дальнейший катастрофический обвал.

Это, кстати, прекрасно понимают и в МВФ, в котором накануне принятия украинского правительственного прогноза обнародовали свое видение рисков развития ситуации в Украине.

В прогнозах МВФ никакой благостной картинки в отношении перспектив украинской экономики в 2015 г. не наблюдается: там говорят о дальнейшем падении украинского ВВП — на 4,25%.

Учитывая полную оторванность от действительности утвержденного правительством макропрогноза, следует ожидать, что проект Бюджета-2015, который аккурат сегодня, 15 сентября, должен быть представлен Верховной Раде, не будет иметь ничего общего с действительностью.

Единственной целью его составления, по всей видимости, является утверждение красивых цифр, которые, по логике авторов документа, помогут им добраться до очередных траншей МВФ.



Последние новости: