Практикум доверия

Практикум доверия
263
Пересматривая трансляцию выступления председателя НБУ Валерии Гонтаревой в Верховной Раде 6 марта, не мог не отметить разную степень воодушевления депутатов, блокировавших трибуну во время ее речи. Например, главный парламентский радикал Олег Ляшко скандировал “ганьба” задорно, искренне, с чувством.

А вот на лицах его соратников, некоторых других депутатов фракции Радикальной партии, особенно с “интеллигентским” допарламентским прошлым, можно было увидеть обреченную покорность неизбежному, сквозь которую проступало явное нежелание оскорблять женщину криком.

Наверное, оттого и “ганьба” вышла какая-то неубедительная, что ли. Может, не верят уже народные избранники в демона НБУ, а может, подустали от партийной дисциплины. Ведь сколько раз “отправляли” Гонтареву в отставку, а она все не идет. А может, действительно парламентарии ждут, пока МВФ даст Украине денег.

После чего мы все дружно начнем выяснять, почему же реформы в стране не идут так интенсивно, как всем хотелось бы, и почему экономический блок правительства до сих пор не совершил прорыва к чуду. Вероятно, на этой и следующей неделях последуют-таки какие-нибудь громкие отставки и назначения.

Может, они действительно поспособствуют тому, что бизнес выдаст своей власти “кредит доверия”. Потому что, на мой взгляд, истинная причина неудач власти — не война и не падение промышленности, а потеря доверия со стороны бизнеса и народа. И может, не надо делать 10, 20, 62 или 100 реформ.

Их все равно не запомнят. А лучше взять да и осуществить одну-единственную и коротенькую Госпрограмму — Программу возобновления доверия народа к исполнительной, законодательной и судебной власти. И уровень доверия бизнеса к власти измерять притоком внутренних инвестиций в экономику, а уровень доверия населения — притоком депозитов на счета банков. Только “голосование гривней” является эффективным мерилом усилий власти. Все остальное — бесплодные “вербальные коммуникации”.

Причем за примерами “монетизации доверия” далеко ходить не нужно. Бизнес давно учится превращать в деньги доверие потребителей. В нынешние непростые времена оно вообще становится главным капиталом предпринимателей. И те, кто раньше зарабатывал на росте рынка и не особо заморачивался удержанием клиентуры, сейчас спешно придумывают различные программы лояльности.

 В качестве примера мы в этом номере (см. стр.20-23) рассмотрели ситуацию на первичном автомобильном рынке. Автодилеры сейчас открыто признают, что смогут пережить 2015 г. лишь за счет сервиса. Где им придется бороться за доверие и кошельки “негарантийных” автовладельцев. Читайте, анализируйте, предлагайте. Если у вас есть позитивные примеры “практикумов доверия”, сообщайте нам. Будем публиковать.

Игорь Каневский,
главный редактор


Последние новости: