Байден животворящий

Байден животворящий
542

Редакционная статья

Сегодня в Киев должен прибыть большой друг Украины вице-президент США Джозеф Байден. Большой друг потому, что еще 6 ноября в телефонном разговоре с Президентом Украины Петром Порошенко подтвердил готовность США предоставить нашей стране третий транш кредитных гарантий в размере $1 млрд. Но с условием: Киев должен продолжать борьбу с коррупцией и таки провести налоговую реформу в соответствии с программой МВФ.

Иными словами, от нас зависит, приедет ли в Украину добрый “барин” или же нелюбимый отчим. Реакция последовала: по крайней мере, за неделю до приезда вице-президента США у нас появился антикоррупционный прокурор, а Минфин выкатил пред очи общественности давно обещанный проект налоговой реформы вкупе с проектом Госбюджета-2016 и обещал подготовить их к рассмотрению в Верховной Раде в течение двух недель, т.е. к окончанию “инспекции”.

Злые языки утверждают также, что Джо Байден привезет с собой “шахматку” — план-схему расстановки украинских чиновников на ключевых государственных постах — и предложения по усилению энергобезопасности Украины. В частности, по продвижению американских корпораций в стране, когда до 49% акций оператора украинской ГТС могут получить инвесторы из США и ЕС, и поставкам американскими же компаниями ядерного топлива для украинских АЭС и энергетического угля для ТЭС.

Что скрывать: нынешнее руководство Украины обвиняют в том, что оно в большом и малом действует по подсказке США, МВФ и ЕС, что, дескать, свидетельствует о его политической и экономической несамостоятельности. Конечно, толчок извне, как говорится, имеет место быть. Не только потому, что “верхушка” пока не умеет постоять за себя, но и в силу своеобразного геополитического положения Украины, вынуждающего ее “сверять часы” с более могущественными соседями.

Ведь совсем недавно, демонстрируя интересное место Западу, украинское руководство во главе с Виктором Януковичем слушало подсказки из Кремля и оттуда же, за лояльность, получало многомиллиардные кредиты. Сейчас Украина (и не по своей вине!) показывает интересное место России, а потому для продвижения реформ нуждается в помощи иностранных специалистов и фондов. И это реалии, стесняться которых ни в коем случае не стоит.

Другой вопрос, почему мы до сих пор не в состоянии самостоятельно разобраться в проблемах “внутреннего космоса”. На прошлой неделе, например, появились неподтвержденные слухи о разработке концепции реформирования правительства, предусматривающей слияние и ликвидацию министерств.

Сокращение госорганов — вещь полезная. Но, как свидетельствует нынешняя админреформа, оно сводится к перетоку чиновников из двух-трех структур в одну; при этом очень важная для украинского бизнеса сервисная функция не просматривается, а упор по-прежнему делается на контроль и надзор.

И это при том, что бизнес-сообщество давно требует сокращения функций государства, введения саморегулирования рынков, словом, увеличения доли участия общественных институтов и гражданского общества в решении общегосударственных проблем. Так почему не получается?

В Украине до сих пор работает постсоветская, олигархическая, модель управления государством, которая не предусматривает так называемый общественный аспект решения той или иной задачи. Нет, мнение бизнес-сообщества у нас сейчас принято выслушивать, но вот решения — принимать в узком кругу “единомышленников”, и в этом же кругу бороться за власть. И до тех пор пока он не будет разорван, нам будут необходимы “пожарные команды”.


Последние новости: